Эксперты обсудили проблему временного помещения детей в приюты

Специалисты сферы защиты семьи и детства из разных регионов России поделились своим практическим опытом, основываясь на результатах исследования причин временного помещения детей в детские учреждения, проведенного Фондом Тимченко.

Эксперты обсудили проблему временного помещения детей в приюты
© Сибмеда

Исследование уникально, так как несмотря на достаточно распространённую практику помещения детей в учреждения на время, тема – достаточно малоизученная в России. Организаторами мастер-школы выступили Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко и партнёр в Новосибирской области БФ «Солнечный город».

«Тема очень актуальная, потому что в России около 30 тысяч детей ежегодно размещаются по заявлениям родителей и находятся в приютах очень долгий срок. Мастер-школа — это классная возможность выработать огромное количество вариантов, как сделать так, чтобы реабилитировать семьи и детей, не разлучая детей и родителей», — говорит Марина Аксёнова, директор благотворительного фонда «Солнечный город».

По данным исследования, проведенного в Новосибирской, Самарской, Томской и Московской областях выявлено, что в России на данный момент порядка 70 тысяч детей-сирот находятся в детских учреждениях. Более половины из них помещены туда временно – по заявлению родителей. В 40–80% случаев этого можно было избежать, уменьшив травматичность разрыва для семей.

Типичными ситуациями временного помещения детей в учреждения являются:

● алкогольная/наркотическая зависимость родителей (30-40%),

● родители-одиночки (материальные трудности) (20-35%),

● дети с ограниченными возможностями здоровья (30%),

● дети с особенностями поведения (5-10%),

● болезнь/инвалидность родителя (5-7%).

У многих семей есть проблемы с жильём или условиями проживания. В Новосибирской области 65% семей, временно поместивших ребёнка в детские учреждения, проживают в неблагоустроенных домах и квартирах.

Около 15% детей не возвращаются домой из детских учреждений. Но есть отработанные технологии успешного сохранения детей в кровных семьях.

Вот одна из них: «Хорошо работает технология работы со случаем, это когда у семьи появляется социальный координатор или «куратор случая». Именно он создаёт доверительные отношения с семьёй, мотивирует родителей на взаимодействие со специалистами, вместе с семьёй разрабатывает план выхода из сложной ситуации, подбирает инструменты и решения индивидуально», — рассказывает Эльвира Гарифулина, руководитель программы «Семья и дети» Фонда Тимченко.

В тех регионах, где работают такие координаторы, снижается выявление случаев сиротства. Одним из этих регионов является Новосибирская область.

«Мы сейчас используем всё то, что получили в результате исследования, для того чтобы реформировать всю систему профилактики социального сиротства. Мы реально понимаем, что одним нам не справиться. Сейчас совершенно доказано, что намного эффективнее работать с семьёй на самых ранних этапах кризиса, не допуская ребёнка в бассейн интернатных учреждений», — утверждает Ольга Потапова, заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области.

Действительно, у социального сиротства много отрицательных последствий. Мастер-школа позволяет видеть, как научная составляющая реально воплощается в практических вещах. И наоборот, как практики, опираясь на науку, могут развивать и корректировать свою деятельность.