Войти в почту

Исследование: В России на одного школьного психолога приходится от 148 до 882 детей

В РФ необходимо построить систему доступной психологической помощи учащимся и преподавателям в школах и вузах, а также их родителям. Об этом сообщает пресс-служба Российской академии образования, где ученые провели мониторинг состояния психологической службы в системе образования.

«В России на одного школьного психолога приходится от 148 до 882 детей. Однако в разных регионах этот показатель может различаться. Только в 12 субъектах РФ на одного школьного психолога приходится менее 400 учеников», - говорится в сообщении.

Уточняется, что в исследовании принимали участие 20 тыс. 620 директоров общеобразовательных организаций и 16 тыс. 854 педагога-психолога, то есть почти 70% от всех работающих в школах педагогов-психологов.

«Новая социокультурная ситуация развития современных детей и подростков, расширение практики инклюзивного образования ставят новые задачи и перед психологической службой. Очевидна необходимость построения системы доступной и профессиональной психологической помощи всем участникам образовательного процесса: от дошкольных образовательных учреждений до вузов. Безусловно, в фокусе внимания должны быть дети из так называемой группы риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, которые проявили высокий уровень способностей, а также родители, педагоги», - сказала академик Российской академии образования, и.о. вице-президента РАО Лариса Цветкова, слова которой приводятся в материале.

По результатам мониторинга ученые РАО также составили портрет школьного психолога. Было установлено, что 97% специалистов психологической службы в системе образования - женщины, 53% педагогов-психологов моложе 40 лет, 75% работают на полную ставку и 25% - на 0,5 ставки.

Также выяснилось, что почти у половины школьных педагогов-психологов стаж работы не достигает пяти лет, что может говорить о постоянной ротации кадров, подчеркивают специалисты РАО.

Чаще всего школьный психолог работает с учащимися с девиантным поведением, классными руководителями, детьми с ОВЗ, в том числе учащимися на дому. Также в поле их работы родители, обучающиеся, которые испытали агрессивное воздействие сверстников, представители администрации школы, дети с повышенной мотивацией к обучению, в том числе участники олимпиад.

«По данным Российской академии образования, сегодня перед школьной психологической службой особенно остро встают вызовы цифрового общества. Среди них: риски межпоколенческого разрыва ценностей, размывание возрастных границ детства, распространение игровой и интернет зависимостей, высокая распространенность противоправных и агрессивных действий в цифровом пространстве (кибербуллинг, «группы смерти»), рост числа случаев суицидального поведения, проблемы формирования идентичности в связи с «уходом» детей и подростков в сферу виртуального общения, деформация образа «я» в социальных сетях», - добавили в пресс-службе.

Также в ходе исследования было установлено, что психологи чаще всего сталкиваются с тем, что дети систематически не справляются с учебными заданиями.