"Мы не должны лишать детей самостоятельности"
«Мы не должны лишать детей самостоятельности!» - считает Анастасия Анатольевна Анисимова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Центр образования «Школа-сад №7» и героиня рубрики "Спасибо за город".
В поисках себя
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» – эти слова из старого доброго романа Вениамина Каверина стали девизом жизни нашей героини. Никогда она не позволяла себе плыть по течению и прогибаться под изменчивый мир, предпочитая торить свою собственную жизненную тропу. Впервые свой стойкий характер она продемонстрировала в ходе нелегкого процесса выбора профессии:
– Поначалу я выбрала обучение в медицинском училище и добросовестно проучилась там до первого похода на вскрытие в морг, – смеется Анастасия Анатольевна. – Затем поступила в техникум на швею-модельера, так как хорошо рисовала и считала это своим призванием, но разочаровалась в профессии. Сдавала документы в колледж на юриста, правда, вовремя одумалась. Поступила в Харьковский институт на социолога – хватило терпения на два месяца. К двадцати одному году родные уже отчаялись увидеть меня дипломированным специалистом, просили: «Определись уже как-нибудь!».
И девушка сделала окончательный выбор, окончив сначала педучилище, а следом и педагогический университет. Несмотря на то, что с девятнадцати лет успела поработать в школе вожатой, своей специализацией выбрала дошкольное образование:
– Работая в начальной школе и смотря на первоклашек, я понимала, что необходимо гораздо раньше начинать готовить их к самостоятельной жизни, – считает собеседница.
Десять лет она успешно трудилась педагогом-организатором, вышла замуж, родилась дочь Лилия, появилось свое собственное жилье. И Анастасия Анатольевна считала, что ее жизнь наконец-то встала на простые и понятные «рельсы», которые никогда не свернут в сторону…
Подальше от беды
Да, рельсы нельзя согнуть, но их можно взорвать, как это случилось с мирной жизнью тысяч людей на ее родном Донбассе.
– В феврале 2015 года мы все-таки уехали из Горловки. Долго не решались на этот шаг, там нас все устраивало: работа, друзья, дом. Как все бросить? Надеялись, что все как-то образуется. Но дочка плакала: «Давайте уедем туда, где нет войны», – вспоминая об этом периоде жизни, наша героиня сама с трудом сдерживает набежавшие слезы.
Знакомые позвали семью Анисимовых к себе в Нижневартовск. И однажды, за один день, они собрались и уехали, сложив самые необходимые вещи в два чемодана и детский рюкзачок.
– На Севере больше всего поразило обилие снега. Увидев его, дочка спросила: «Можно я в сугроб упаду?». Три месяца я каждый день плакала: очень сложно было принять такие перемены в жизни, жалела себя, а потом осознала, что со мной главное – семья, что руки-ноги-голова на месте. Но новости из Донбасса до сих пор смотреть не могу…
В Нижневартовске они сняли квартиру, сама Анастасия Анатольевна поначалу работала декоратором-оформителем, воспитателем. А затем главе семьи предложили работу в Ханты-Мансийске, и они переехали в окружной центр.
Научить учиться
Некоторое время наша героиня трудилась методистом в детском саду «Теремок». Когда в 2017 году открывалась школа №7, прошла собеседование, и ее утвердили на должность заместителя директора. Чтобы лучше изучить систему российского образования, пришлось пройти несколько курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
– Честно говоря, волнение поначалу присутствовало, а вот страха не было. Хотелось начать жизнь с чистого листа. По прошествии времени можно сказать, что есть результат, есть определенные достижения. И главное из них – удалось сформировать дружную команду единомышленников, что значительно облегчает достижение цели, – считает педагог. – Хочу отметить, что огромная заслуга в том нашего директора – Ксении Геннадьевны Букреневой, именно она во многом мотивирует коллектив, прежде всего, своим собственным примером. Я часто задаюсь вопросом: как она везде и всюду успевает?
Сегодня в 11-ти группах дошкольного отделения свыше 350 детей, и образовательная деятельность с ними осуществляется на протяжении всего времени нахождения в учреждении. Сегодня дошкольное отделение является базовой площадкой по реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»; пилотной площадкой по реализации программы экономического воспитания дошкольников «Финансовая грамотность для дошкольников»; пилотной площадкой пилотного проекта программы УНИТВИН/ЮНЕСКО «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность». Успешно реализуются такие проекты, как «Юнармейцы – младшие сыны Отечества» и «Надежное поколение» (волонтерское движение дошкольников) и т.д.
Большая любовь к маленьким подопечным сквозит в словах собеседницы, готовой бесконечно долго говорить о своей работе, о проблемах и перспективах современного воспитания:
– К нам приводят малышей, многие даже ложку держать не могут, сейчас самому младшему всего пять месяцев. Наша задача научить их самым необходимым навыкам самообслуживания. Но это лишь первоначальный этап, а следом настает время знакомства с куда более серьезными и важными вещами. Педагогам предстоит работа по формированию таких качеств, как сопереживание, милосердие, умение дружить, уважение к чужому труду и трудолюбие. Дошкольное детство – это фундамент, и от того, какие «кирпичики» мы в него закладываем, зависит результат. Именно в этом возрасте нам важно воспитать в детях любовь к своей семье, своей Родине, чувство ответственности, нравственности и т.д.
О любви и требовательности
К сожалению, в наше прагматичное время нечасто услышишь от работников системы образования рассуждения подобного рода. Самые здравые идеи и начинания нередко тонут в пучине параграфов-артикулов, и поэтому слушать рассуждения нашей героини отрадней вдвойне:
– Работа воспитателя – не просто присмотр за детьми. Некоторые думают, что основная задача детского сада – это подготовка к школе, научить читать и писать. На самом деле, она заключается и в том, чтобы заложить основы мировоззрения ребенка, развить его кругозор и логическое мышление, научить выстраивать причинно-следственные связи и т.д. Важно научить детей уважительному отношению к себе, друг к другу, к старшим, к месту, где ты родился и живешь. Научить ребят быть добрее и отзывчивее к окружающим, совершать добрые поступки.
Ведь помощь человеку – это не подвиг, а норма жизни. Я думаю, что человеку нужно не гордиться тем, что он сделал доброе дело и помог кому-то, а стыдиться того, что не сделал и не помог, если это было в его силах.
Как считает Анастасия Анатольевна, самыми балованными и капризными являются недолюбленные дети:
– Чаще всего таким поведением ребенок просто хочет обратить на себя внимание. Увы, не каждая мать готова это признать, утверждая, что ее отпрыск прекрасно одет-обут, занимается в десяти секциях. А ребенку просто нужно, чтобы его обняли, чтобы спросили его мнение, чтобы мама и папа подарили ему не очередную игрушку, а свое время. Мы не должны лишать наших детей возможности принимать самостоятельные решения, чем они хотят заниматься, как проводить время. Взрослые всегда должны быть рядом, готовы помочь и подсказать, но не принимать решения за детей. Мы должны дать нашим детям возможность пройти свой путь, возможно, даже сделать свои ошибки.
На вопрос о том, считает ли она себя строгим руководителем, педагог отвечает не задумываясь:
– Я требовательная ко всем и к себе в первую очередь. Не могу работать «на отвяжись». И никогда не ставлю перед людьми задачи, которые бы сама не смогла выполнить.
Гномики «приходят» сами
На рабочем столе заместителя директора множество бумаг и предметов. В первую очередь, привлекает коллекция разнокалиберных игрушечных гномиков и целая «батарея» простых карандашей. Героиня поясняет:
– Гномики как-то сами «приходят» – дарят коллеги и друзья. Их очень любят рассматривать и трогать ребятишки. А карандашами я предпочитаю делать записи, они мягкие и податливые.
Свободного времени у Анастасии Анатольевны не так много, к категории хобби можно отнести только увлечение одним из видов рукоделия – скрапбукингом, который позволяет расслабиться и отвлечься от многочисленных забот.
А еще на ней лежат многочисленные обязанности жены и мамы. Муж Геннадий работает в Дирекции по эксплуатации служебных зданий, дочь Лилия учится в школе №1, но больше всего сил и внимания требует маленький «глава семейства» – двухмесячный Анатолий.
– Ханты-Мансийск стал моим домом и Родиной для моих детей, – убежденно говорит собеседница. – Это удобный и безопасный город для жизни – поверьте, мне есть с чем сравнивать. И я не вижу себя в другом!
Подводя итог разговору, поинтересовался у Анастасии Анатольевны наличием мечты:
– Говорят, если записать свою мечту на бумаге с датой, то она становится целью, а если распланировать по шагам, то она превратится в список задач. А поставленные задачи я привыкла выполнять.
Автор: Андрей Рябов
Человек, обучающий «детскому мату»