Наталья Сергунина рассказала о проектах победителей конкурса грантов мэра Москвы для НКО
В столице скоро появятся летний профориентационный лагерь, ИТ-лаборатория для подростков и программа адаптации в школе детей с расстройствами аутистического спектра. Эти проекты реализуют социально ориентированные некоммерческие организации (НКО), победители конкурса грантов мэра Москвы. Об этом сообщается на официальном сайте мэра столицы со ссылкой на заммэра Наталью Сергунину.
Отмечается, что итоги конкурса подвели в сентябре. В нем участвовали 799 организаций, 172 из которых получат поддержку города.
«Гранты будут выделены благотворительным фондам, юношеским и волонтерским движениям, спортивным и другим учреждениям. Лауреаты конкурса развивают значимые для города проекты. Они помогают реализовать таланты молодежи, поддерживают многодетные семьи, заботятся о людях с особенностями здоровья, организуют спортивные занятия для детей и взрослых», - приводятся в сообщении слова Сергуниной.
Так, помочь детям выбрать будущую профессию поможет мультиформатная площадка «Труд крут. Начало». Проект выиграл грант в номинации «Семейная Москва», а реализацией займется организация «РСО-Образование». Площадка будет работать при школе с 1 июня по 30 августа, практически как летний лагерь, для ребят от шести до 11 лет. На ней представят несколько направлений, в том числе строительное и медицинское.
Директор «РСО-Образование» Алексей Зубко рассказал, что проект поможет юным москвичам пройти раннюю профориентацию в игровой форме. «Ребенок приходит к нам утром и остается до вечера. Все это время с ним работают вожатые. Они проводят игры, конкурсы, а также одну или две встречи в день с представителями разных компаний - они будут посвящены профориентации. Все остальное время ребята играют, занимаются творчеством, танцами, получают дополнительное образование. По сути дела, это такой детский лагерь, но на ночь дети возвращаются домой», - цитируют в материале Зубко.
Отмечается, что как и в настоящем лагере, детям здесь обеспечат питание, а сопровождать их будут профессиональные сотрудники, получившие специальность «вожатый». Смена рассчитана на пять дней. При этом посещение для детей не регламентировано, а образовательная программа выстроена так, что каждый день посвящен самостоятельной теме. То есть ребенок спокойно может пропустить день, а затем вновь присоединиться к программе.
Алексей Зубко отметил, что у проекта практически все готово для реализации: создано методическое сопровождение, подготовлен персонал и есть договоренности со школами. «Что касается наполнения, содержания — все это уже есть. В этом году мы своими силами делали небольшой пилотный проект, посмотрели, как это работает. Планируем, что будем брать до 40 человек в смену - то есть в неделю. За лето пройдет от девяти до 12 смен, и всего в Басманном районе мы планируем принять за каникулы примерно 350 детей. Ребят будем привлекать через сайт управы района, социальные сети и школы, с которыми у нас договоренности», - добавил эксперт.
Алексей Зубко уверен, что без гранта Мэра Москвы воплотить в жизнь проект было бы гораздо труднее. Но главное, что поддержка столицы позволяет сделать его бесплатным для детей. «Мы хотим принести пользу, и грант дает возможность сделать доброе дело. Сегодня у ребенка даже 10-12 лет настолько много возможностей, что он порой в них теряется. Даже родители не всегда могут помочь с выбором. А наш проект позволит ребенку определить дальнейшее направление для развития, чтобы облегчить выбор профессии и вуза», - подчеркнул Алексей Зубко.
Есть в списке победителей и проекты, рассчитанные на сферу высоких технологий. В номинации «Городские инновации» выиграл молодежный цифровой хакатон «Интеллектуальный реактор». Главная идея авторов проекта - помочь молодежи в профориентации еще в школе, а также создать сообщество будущих молодых специалистов 14-18 лет и профессионалов-наставников.
Хакатон - площадка, где собираются талантливые школьники, студенты, ИТ-специалисты и вместе решают поставленную задачу. Например, создают приложение для смартфонов или программное обеспечение для техники.
По словам генерального директора центра управления и реализации проектных решений «Капитал» Григория Казанского, которые приводятся в сообщении, участие в хакатоне открывает для юных москвичей новые возможности сразу на нескольких направлениях. Во-первых, в рамках такого формата участники получают экспертную обратную связь о своих идеях и разработках. Во-вторых, они могут найти себе наставника, который поможет в профессиональном развитии.
Более того, ребята смогут привлечь внимание крупных работодателей. Отечественные компании особенно заинтересованы в поиске молодых кадров и готовы участвовать в отборе школьников для дальнейшего сотрудничества на профессиональной основе.
Григорий Казанский также подчеркнул, что одна из задач проекта - развитие технологического потенциала Москвы. «Чтобы город оставался площадкой, где рождаются новаторские идеи, прорывные разработки и передовые технологии, необходимо максимально аккумулировать здесь талантливую и перспективную молодежь. Результаты ее работы обязательно найдут применение в городской инфраструктуре», - уверен Казанский.
Приступить к реализации проекта организация рассчитывает в течение шести месяцев. Как отметил эксперт, вполне возможно, что вскоре появится расширение в виде мобильного приложения - это направление находится в разработке.
Проект-победитель «Учат в школе» направлен на помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Как рассказывает в материале директор организации «Возможность для каждого» Наталья Тихомирова, было предложено организовать продленку для детей с РАС, где они вместе с преподавателями будут тренировать социально-бытовые навыки. Цель проекта - помочь ребятам с особенностями развития перейти из ресурсного в обычный школьный класс.
«Вместе с ребятами мы будем развивать навыки самообслуживания, чтобы по результатам месяца дети сами раздевались, разувались, вешали одежду и спокойно шли в класс. Даже такой несложный навык требует тщательной проработки и инструкций со стороны специалиста», - пояснила Тихомирова.
Она подчеркнула, что подобный блок занятий - необходимость для успешной социализации независимо от интеллектуального уровня ребенка. Ученик с РАС может не уметь надевать ботинки и быть при этом гениальным музыкантом или математиком. В своей работе специалисты будут использовать прикладной анализ поведения: эта признанная методика рекомендована для детских садов и школ. «Эта методика единственная имеет доказательную базу - у нее очень строгая отчетность. Все, что мы можем записать, - записываем. Раз в месяц-два составляются графики всех поведенческих протоколов, отслеживается динамика ребенка. Тьютор работает с детьми ежедневно и выполняет написанную программу. Куратор пишет индивидуальные программы. Последнее звено - супервизор 0 отслеживает чистоту стандартов анализа, чтобы все выполнялось правильно. Весь этот штат сотрудников у нас уже есть, а грант обеспечил финансирование, которое позволит их привлечь к программе», - сообщила Наталья Тихомирова.
По словам эксперта, в ближайшей перспективе реализовать такой проект без гранта было бы просто невозможно. Тихомирова говорит, что, согласно статистике, сегодня люди с аутизмом составляют примерно 1%. Глобальная цель проекта не просто социализация, а шанс на принципиально новую жизнь для детей с РАС.
В номинации «Наше наследие» грант получил просветительский проект «Наследие глазами детей». Он представляет собой серию занятий для учеников младших классов на тему историко-культурного и архитектурного наследия города.
Представитель Фонда сохранения культурного наследия Вера Молочная рассказала, что курс предполагает посещение реставрационных мастерских. «У нас появилась идея проводить лекции и устраивать выезды в реставрационные мастерские, где будем рассказывать о богатом историческом и архитектурном наследии города. Самый интересный момент, что дети поучаствуют в реставрации какого-то материала или памятника», - приводятся в материале слова Молочной.
В рамках проекта фонд планирует запустить цикл из 15 занятий: 12 из них пройдут в школах и три - в реставрационных мастерских. В будущем организаторы планируют водить ребят не только в мастерские, но и в музеи с широкой реставрационной базой.
Также детям выдадут раскраску, которая поможет закрепить полученные знания. «Раскраску планируется сделать в стиле комиксов: там будет главный герой, описание памятника и интересные факты. Такой формат мы придумали для того, чтобы дети могли унести с собой напоминание о курсе и в дальнейшем сохранять интерес к реставрации», - сообщила Вера Молочная.
Отмечается, что проект подготовлен при поддержке департамента культурного наследия, без специалистов в области сохранения памятников реализовать его было бы невозможно.