«Руки, ноги, нос торчком – вот так весело живем»: в Малом театре премьера спектакля «Буратино»
Малый театр славится поддержанием классических традиций на сцене, а именно с этого и стоит начинать знакомство с волшебным миром искусства. И здесь, наряду с постановками для взрослых, немало детских спектаклей. Богатая афиша пополнилась еще одним известным произведением – художественный руководитель Юрий Соломин и Станислав Сошников поставили «Буратино» А.Н. Толстого.
Как известно, юные зрители – самые строгие критики. Но критиковать тут особо-то и нечего: классический и хорошо знакомый сюжет, динамика действия и своевременный интерактив – артисты уверенно держат внимание, а еще заставляют сопереживать так, что кто-то не может сдержать себя, чтобы не предупредить героя об опасности, кто-то отворачивается в самые напряженные моменты, а кто-то готов незамедлительно прийти на помощь (тут уж, родители, глядите в оба).
Впрочем, взрослым тоже будет нелишне посмотреть эту постановку, чтобы совсем иначе увидеть историю деревянного мальчика – с высоты своего жизненного опыта открываешь для себя что-то совершенно новое и замечаешь то, на что раньше никогда не обращал внимания. И некоторые фразы буквально врезаются в память именно взрослого зрителя, давая понять, что эта хорошо знакомая с детства история – совсем не детская. Если присмотреться внимательнее к действующим лицам, то у каждого найдутся свои слабости, а еще все отрицательные персонажи тут настолько обаятельные, что хочется многие их поступки просто оправдать. И это оправдание найдется, если вслушаться в текст и внимательно следить за артистами – акценты расставлены очень точно.
Вообще, на спектакль настроиться нетрудно. Даже мобильные телефоны просит отключить не абстрактный голос, а кукла – Сверчок. И получается, волшебство повсюду: невероятной красоты здание Малого театра, великолепное убранство в фойе и в зале, Сверчок, который даже не сразу дает обнаружить себя. Любые выходные при желании можно превратить в настоящий праздник.
Артисты перемещаются не только по сцене, но и по залу и нередко обращаются к юным зрителям. Все это вовлекает в действие и полностью погружает в историю. Пожалуй, главные эмоции от этой постановки – сочувствие и восторг. А что еще нужно, чтобы маленький зритель рос честным, добрым, сильным, справедливым? Много юмора и любви; конечно, не обходится без борьбы зла и добра, но самое главное, что все заканчивается хорошо! И лучший багаж, который мальчишки и девчонки, а также их родители унесут с собой после этого спектакля, – умение сопереживать, верить в лучшее, дружить и помогать другим.
Стихи, которые неоднократно звучат со сцены, написал народный артист России, лауреат премии Правительства РФ Александр Клюквин. Он же исполняет в спектакле роль Карабаса-Барабаса. Задействованы здесь и студенты ВТУ им. Щепкина в роли кукол, полицейских и жителей города. Вот такой синтез народных, заслуженных и учащихся порождает абсолютно живое и яркое действие для зрителя любого возраста. Добавьте к этому живую музыку. Оркестр весьма мобилен и периодически появляется на сцене, участвуя в представлении, так что дети могут еще и насладиться воочию звучанием музыкальных инструментов. А сценография Марии Рыбасовой – это тоже совмещение абсолютно, казалось бы, разных временных пластов: картонные домики и компьютерная графика в одной постановке словно снова пытаются объединить мам, пап, бабушек и дедушек, мальчишек и девчонок. А что еще нужно, чтобы выходные были нескучными, увлекательными и полезными? Пара-тройка билетов в театр и немного свободного времени! Хотя, как поет Черепаха Тортилла (заслуженная артистка России Татьяна Скиба, Галина Микшун): «Не торопись и не спеши, не надо бегать, суетиться, лежи и воздухом дыши, и долго жизнь твоя продлится…»