Прошел всего-то месяц, страсти улеглись, и вот снова пермский край, и снова схема «мальчик–ружье». Двенадцатилетний школьник принес в класс оружие, из которого несколько раз выстрелил в стену и стеклопластиковую дверь. Разлетевшимися осколками ранен 11-летний пацан, стоявший рядом. Можно сказать, в этот раз повезло — обошлось без смертельных случаев.

Лучше предупредить
© Вечерняя Москва

Потом, постфактум, всегда находятся люди, которые говорят: я знал, что с парнем творится что-то нехорошее! Знают — всегда, но, как правило, не хотят связываться. Мало ли сейчас странных людей. Большинство — странные. Вопрос в том, что не каждое отклонение от нормы может привести подростка к желанию пострелять по своим товарищам, чтобы наказать их или просто привлечь к себе внимание. А есть ведь еще и агрессия, направленная на самого себя. Конечно, хорошо было бы тестировать детей еще до того, как они начнут вести себя неадекватно. Вот Минобрнауки и решило провести социологические исследования в образовательных учреждениях на склонность к насилию учащихся. Такая мера может снизить возможность инцидентов в дальнейшем.

Идея тестирования на агрессию, кстати, не нова. Еще семь лет назад в школах Псковской области было проведено подобное исследование по методике Кеттелла. В том эксперименте тесты были анонимными, то есть скорее просто показывали градус агрессии по классу в целом. Из всей массы учащихся немногим более десяти процентов попали в группу риска.

Но то был эксперимент. А начни сейчас в обязательном порядке тестировать всех школяров подряд, наверняка многие родители будут против. Каждый второй будет бояться, что что-то пойдет не так. Может, кто-то просто не хочет знать правду; кто-то подумает, что ребенок может сбиться, испугаться, запутаться. Потом у нас ведь страшно боятся диагнозов. Вот скажут: ребенок агрессивен, запишут куда-нибудь в карту, и все потом, клеймо на всю жизнь.

Здравое большинство, конечно, понимает, что тестов бояться не нужно. Что даже если результаты психологического портрета «плохие», то лучше знать правду, чем замалчивать ее и делать вид, что все в порядке. Что работать с «проблемными» детьми можно и нужно.