Женщина, обвиняемая в убийстве 9-летней девочки в Вологде, держала в страхе соседей
Шокировавшее Вологду убийство 9-летней девочки из городской трагедии превратилось в проблему общероссийского масштаба. Что делать, чтобы больше не повторилось столь чудовищное злодеяние? Вологда.рф задала этот вопрос эксператм.
21 октября Вологодский городской суд заключил подозреваемую в убийстве под стражу. Ранее она признала вину, но в разговоре с журналистами вдруг изменила показания, заявив о непричастности к смерти ребёнка. Женщина рассказала, что познакомилась с девочкой и её подругой на улице, пригласила их в гости попить чаю, а после этого якобы ушла из квартиры. В трагедии, по её словам, могут быть виноваты бывшие квартиросъемщики. 26 октября женщине было предъявлено обвинение.
Зло по соседству?
«Она живет в нашем доме с 2011 года и никогда не сдавала квартиру. От нее было очень много проблем. Например, одну из соседок она толкнула с лестницы. Конфликтная, злая, не дай Бог встретиться с ней глазами – себе дороже!» - говорит председатель ТСЖ дома, где была убита девочка, Надежда Мельникова.
Однажды обвиняемая сильно ругалась во дворе. Надежда Васильевна, квартира которой находится на первом этаже, открыла окно, чтобы узнать, что произошло, а та вдруг подпрыгнула, зацепилась за подоконник и закинула в кухню мешок с мусором. В другой раз она ворвалась в квартиру Надежды Мельниковой:
«Дома были моя дочь и внучка подросткового возраста. Им как-то удалось выставить её вон».
Мамочки, живущие в одном доме с обвиняемой, старались не гулять на детской площадке с малышами, если эта женщина появлялась рядом. По словам Надежды Васильевны, к собственной дочери она относилась неадекватно: могла оставить коляску под дождём, а потом положить ребёнка прямо в набравшуюся дождевую воду. Когда малышке подарила куклу бабушка, мать обвиняемой, последняя изрезала игрушку ножом, выколола глаза и выкинула из окна, сказав, что в куклу вселились бесы.
Надежда Васильевна выходила как свидетельница в суд, когда принималось решение о том, чтобы изъять у обвиняемой детей. Как сообщает пресс-служба судов Вологодской области, в ноябре 2019 года обвиняемую лишили родительских прав в отношении сына и ограничили в правах в отношении дочери в связи с неисполнением ею родительских обязанностей.
В 2020 году обвиняемая обращалась в Вологодский городской суд с иском об отмене ограничения и восстановлении в родительских правах. Истец пояснила, что у нее есть квартира, доход и сбережения для содержания детей, представила справку, что психически здорова. Суд критически отнесся к этим документам и отказал в иске.
После убийства 9-летней девочки стало известно, что обвиняемой ранее был поставлен диагноз «шизофрения».
И 9 дней не прошло
На прошлой неделе в Москве прошли съемки программы «За гранью» (16+) на канале НТВ с участием мамы убитой девочки. Во время эфира, который прошел 25 октября, она опровергла официальную версию событий, по которой информация о пропаже ребенка поступила только 17 октября.
«Она разбудила меня в 10:00, попросилась пойти в гости к подруге. Подруга недалеко живет, практически через дорогу. Потом около часа я вернулась домой, бабушка сказала, что видела ее на площадке вместе с подругой. Вечером я уже забила тревогу. Сначала думала, что она осталась ночевать у подруги и не позвонила, потом уже начала звонить в службы. Мне сказали не переживать и подождать, может, у подруги ночует и сама придет», - говорит женщина.
Многие зрители из Вологды в комментариях озвучили версию, что за съёмки матери заплатили, а также им показались подозрительными детали из рассказа женщины. Так, вологжанка Екатерина Дунаева в одном из сообществ задаётся вполне логичными для родителей вопросами:
«А вас не удивило, что ребенок разбудил мать в 10 утра, и что мама на притяжении всего дня не поинтересовалась, кушала ли ее дочка? Как она спокойно относится к тому, что ребенок часто ходит по гостям? И почему, если ребенок при ней ушел гулять, а мать не в курсе, в какой одежде?»
«Все знают, что у Ани дома притон. Она употребляет алкоголь и работает скажем так… в легкодоступных местах. Ребенок был обделен вниманием, на него никогда не обращали внимания. Что девочка, что старший брат принадлежали сами себе, вели дворовую жизнь», - говорит вологжанка Виктория Масанская, присутствующая на программе.
Часть гостей передачи, включая ведущего Сергея Соседова, обратились к жителям города с просьбой не травить маму убитого ребенка, а юрист Нина Романович, мама двоих детей, пообещала ей помощь в борьбе за родительские права на старшего сына. Администрация города сейчас собирает доказательную базу, чтобы лишить вологжанку родительских прав.
Согласно ст. 73 Семейного кодекса РФ, ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Такое решение принимается судом.
Пробел в законе
Трагедия не оставила равнодушными тысячи вологжан и подняла ряд вопросов. Один из главных: если было известно, что обвиняемая страдала расстройством психики, почему она, да и другие больные находятся не в стационаре, а живут по домам?
Всё дело в том, что психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
«Пациенты с диагнозом шизофрения являются такими же полноправными гражданами, как мы с вами, живут дома, в семье, многие из них работают, помогают близким, путешествуют. Основанием для госпитализации является такое изменение психического состояния, при котором невозможно оказать психиатрическую помощь вне стен больницы», - говорит главный врач Вологодской областной психиатрической больницы Сергей Шабанов.
Пациенты с установленным диагнозом шизофрения продолжают оставаться под наблюдением врача-психиатра, которое включает регулярные осмотры, поддерживающее лечение, а также необходимые реабилитационные мероприятия.
«Лишь в редких случаях шизофрения завершается выздоровлением, в остальных – удается достичь ремиссии. Есть современные препараты, при приеме которых меньше риск развития нежелательных реакций. Некоторые из них обладают продлённым действием, что позволяет им сохранять эффект, если человек по каким-то причинам пропускает приём лекарства», - говорит Сергей Анатольевич
В экстренных случаях доктор порекомендует вызвать психиатрическую бригаду скорой медицинской службы. В остальных - необходимо прийти в психоневрологический диспансер и подать заявление по определенной форме, которое должно содержать сведения о таких действиях и нарушениях поведения, которые указывают на наличие у человека тяжелого психического расстройства. Если гражданин опасен для себя и окружающих, то это является основанием для психиатрического освидетельствования без его согласия.
«К сожалению, ситуация с погибшей девочкой показала, что есть определенная проблема с психически нездоровыми людьми. Госпитализировать их можно только по их собственному желанию или настоянию родственников, но зачастую этого не происходит. Видимо, здесь нужны коррективы в федеральное законодательство. Пока же существует пробел в этом направлении», - говорит уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области Ольга Смирнова.
За 9 месяцев текущего года в больницу было госпитализировано 137 человек в недобровольном порядке. Пресс-служба судов Вологодской области разъясняет, что с административным иском о принудительной госпитализации психически больного в суд имеет право обратиться медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, в которую помещен гражданин (психиатрические стационары, больницы общего профиля с психиатрическим отделением, психоневрологические диспансеры, в составе которых имеется психиатрическое отделение). Помимо этого, с 2018 года такое право предоставлено прокурору. Органы социальной защиты и родственники гражданина не вправе обращаться с иском в суд о его принудительной госпитализации, если это лицо по решению суда не признано недееспособным. Вологодский городской суд с 2016 по 2021 год рассмотрел 1 дело (в 2020 году) о принудительной госпитализации гражданина. Прокуроры с такими исками в городские суды не обращались.
«Данные свидетельствуют о том, что люди с диагнозом шизофрения чаще сами становятся жертвами преступлений с применением насилия. Как минимум в 14 раз чаще, нежели исполнителями. Но существуют множество факторов, способных провоцировать агрессивное поведение», - говорит Сергей Анатольевич
В Вологодской области среди лиц, совершивших уголовные преступления и прошедших судебно-психиатрическую экспертизу, доля страдающих шизофренией незначительна - в среднем 1,5 %. Под диспансерным наблюдением находится около 1000 человек с таким диагнозом и ещё около 2000 - с другими психическими расстройствами.
Как защитить?
Обсуждая убийство 9-летней малышки, так или иначе речь заходит об ответственности родителей.
«Ко мне поступило четыре обращения от граждан, которые заявляют, что у них есть неблагополучные соседи с потенциально опасным поведением. Многие спрашивают, как себя вести, если возникают подозрения, что детям что-то угрожает. Когда речь идет об угрозе жизни и здоровью ребёнка и действовать нужно незамедлительно, немедля звоните в полицию. Например, когда ребёнок плачет длительное время в квартире, а на звонок в дверь никто не открывает, либо раздаются громкие крики, звуки падающих предметов, плач детей, когда ребёнок оказался один на улице, и при этом рядом нет никого из близких родственников», - говорит Ольга Смирнова.
Если ситуация не экстренная, но продолжительная, допустим, родные систематически злоупотребляют спиртным, ребенок при этом голодает, попрошайничает, ночует у соседей или друзей, то обращаться следует в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае, когда дети остались без попечения родителей по неизвестным причинам, например, мама и папа куда-то ушли, попали в больницу, уехали и не вернулись, оставив сыновей-дочерей одних, то необходимо обратиться в органы опеки и попечительства. До выяснения обстоятельств детей поместят в реабилитационный центр или учреждение здравоохранения в зависимости от возраста ребенка.
«Бывает, мама попала в аварию или что-то серьёзное внезапно произошло со здоровьем. Но бывает и наоборот, ушли пьянствовать к «друзьям», забыв о детях. Напомню, в Вологде создан Территориальный центр помощи семье и детям, в который тоже можно позвонить в ситуациях, когда есть подозрения, что семья нуждается в каком-либо виде поддержки со стороны. Естественно, что обращаться можно и ко мне, особенно в каких-то нестандартных сложных случаях», - уточняет Ольга Смирнова.
По ее словам, в Вологодской области порядка 1700 семей стоит на учете в полиции в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей, около 700 семей находятся в социально опасном положении. Решить их проблемы одним махом, помочь им за день-два, конечно, не получится. Это большая работа.
Как обеспечить безопасность ребёнка?
Пост Александра Громова, руководителя поискового отряда «ЮК-Спас»
Ребёнок должен:
- знать наизусть свой домашний адрес, номера телефонов мамы и папы (бабушки и дедушки), телефоны экстренных служб (101 пожарные, 102 полиция, 103 скорая помощь), к кому можно обратиться за помощью (полиция, продавцы, охранники, почтальоны); безопасный маршрут от дома до школы по освещённым и многолюдным улицам;
- иметь телефон и оставаться всегда на связи с родителями;
- позвонить родителям, если задерживается или собирается в гости;
- позвонить родителям, когда дошел до школы, спортивной секции, кружка или вышел из школы, пришёл домой;
- не общаться с незнакомцами и не принимать от них помощь или подарки и тем более уходить с ними под любыми предлогами.
Родитель должен
- обеспечить на ребенке присутствие яркого элемента одежды, светоотражающих полос и брелоков;
- не использовать обозначение имени ребенка на видных местах одежды или портфеля (ребёнок не будет опасаться того, кто знает его имя!);
- совместно с ребенком обозначить условное место встречи, на случай если он потерялся или потеряет связь;
- в первое время встречать и провожать ребёнка в школу до дверей;
- показать места, где ребёнок может получить помощь, если случится беда;
- положить в карман или портфель записку с вашим номером телефона и ФИО;
- поговорить с детьми о правилах безопасности в различных ситуациях;
- использовать часы и приложения для отслеживания ребёнка.
Если взрослому нужна помощь, и он просит о ней ребенка, несовершеннолетний может позвать взрослых, а сам должен позвонить родителям.