«Я всем заинтересовался сам»: подростки из провинции о победе в международных соревнованиях

Мы собрали рассказы ребят, которые выросли в селах и городах, где до ближайшего кружка надо было ехать от 10 до 200 километров, а из развлечений можно было выбрать прогулку по пруду или набережной. Или, города, которые могли быть полностью обесточены из-за ледяного дождя. Но все это не помешало им победить или пройти в финал одной из самых престижных и практико-ориентированных олимпиад, иногда обходя подростков, в буквальном смысле выросших в технопарках. Школьники из сел, малых и удаленных городов рассказали, как победа в условиях дефицита ресурсов оказалась возможна. Артем Дорохин, победитель профилей «Автоматизация бизнес-процессов» и «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады, житель села Малый Маяк, Крым. Я родился в Алуште, но жили мы в селе Малый маяк, потому что отец построил там дом. Детский сад и школу я посещал в городе — родители там работают. Каждое утро, начиная с детского сада, мы ездили в Алушту, до которой от нашего дома 10 километров, по очень красивой горной дороге с видом на море. Если бы я ходил только в школу, то никаких технических интересов у меня бы, наверное, не возникло (Артем окончил школу с золотой медалью, но скромно умалчивает об этом — прим. ред.). Благодаря родителям, которые вовремя определили мои наклонности, меня записали на занятия робототехникой в Алуштинский центр детского и юношеского творчества. Мне покупали обучающие наборы Lego, другие конструкторы, даже 3D-принтер — в общем, все необходимые инструменты и компьютерную технику. И в итоге я смог реализовать все свои творческие и технические идеи. В третьем классе я собрал привод слежения за солнцем, работающий на солнечных батареях со светочувствительными датчиками, а в пятом уже писал небольшие программы. Почти все свободное от учебы время я конструировал и программировал роботов. В ЦДТ у меня был прекрасный наставник — руководитель моего кружка, Сергей Александрович Ковалев. Он занимался со мной проектной деятельностью, но никогда не давал готовых решений. Он мог подсказать идею, направление, но дальше я должен был работать самостоятельно. Кроме того, у меня перед глазами был пример старшего брата, который успел уже в школе добиться очень многого, участвовал и побеждал во многих международных конкурсах по программированию. На Национальную технологическую олимпиаду меня в каком-то смысле привело одиночество. Среди моих одноклассников были творческие люди, которые занимались, например, пением или танцами. Но не было тех, у кого были бы схожие со мной интересы. Конечно, я нашел таких ребят в Крыму, но на олимпиаде я встретил столько людей, которые интересовались тем же, чем и я, что это, может быть, даже важнее победы! Мы до сих пор не просто общаемся, а работаем вместе. Прямо сейчас создаем нейросеть, которая прогнозирует размер зарплаты исходя из навыков и знаний человека. У программиста со знанием одного языка предполагается определенный уровень дохода, но у программиста, владеющего несколькими языками, сумма потенциальных доходов значительно возрастает. Система будет подсказывать специалисту, сколько он стоит. Я не мог даже предположить, что моя поездка на олимпиаду закончится двумя победами и получением денежного приза. Моей главной целью было выйти в финал и приехать в Москву. Профиль «Автоматизация бизнес-процессов» я выбрал потому, что мне просто очень интересно это направление, и я заинтересовался им еще больше после участия в финале. А в искусственном интеллекте мне хотелось разобраться — до олимпиады я практически ничего не знал об этом направлении. Что ж, пришлось за очень короткий срок освоить ИИ практически с нуля, параллельно участвуя в обоих профилях! В каждом я стал победителем. Получать награду из рук Германа Грефа — это фантастический опыт; а денежные призы от фирмы «1С» и Сбера, которые эти профили курируют, были для меня очень значительными. У меня есть версия, почему ребята из городов и сел, где нет инфраструктуры для развития творческих способностей, побеждают наравне с теми, кто «вырос в технопарке». В Алуште живут добрые и хорошие люди, Крым очень красив, и по нему здорово путешествовать. Здесь чудесные пейзажи, теплое море и живописные горы, но мы привыкли ко всему этому с рождения. А школьникам, которые живут в Москве, Новосибирске, Петербурге, от рождения даны миллионы возможностей для развития. Они привыкли к ним, как мы к морю — в своем городе я даже никогда не купался. Возможно, кто-то из ребят в крупных городах по такому же принципу отнесся к доступным возможностям — когда что-то лежит прямо под ногами, это не всегда ценится и используется… Иван Федотов, призер профиля «Информационная безопасность», житель города Первоуральска Первоуральск можно обойти за час. Я бы хотел из него уехать, потому что здесь негде получать высшее образование, а в выходные можно только погулять по парку, набережной или у пруда. Если повезет, в местном кинотеатре покажут какой-нибудь фильм. Скоро обещают открыть кафе, но пока никаких любимых подростками фастфудов у нас нет. Повезло, что есть школа программирования с хорошим преподавателем, который очень глубоко в теме! Он сам сдал ЕГЭ по информатике на 100 баллов, а меня зацепило, как он решает задачи, программирует. На весь город у нас один книжный магазин, а я люблю читать. Стою у полок по 20 минут, выбираю книги по аннотации. Недавно прочитал Оруэлла «1984» — очень понравилось. Компании, чтоб обсудить книги, у меня нет, а вот компания для участия в международных программистских соревнованиях есть. Так как все свободное время гулять скучно, все выходные мы участвуем в соревнованиях. Считаю, что у ребят из небольших городов и сел есть две возможности уехать в другую жизнь. Первый путь — использовать возможности родителей, которые помогут записаться на курсы или пробиться в хорошую школу. Второй путь — личный интерес и мотивация самих школьников. Меня родители ничего не заставляли делать, я всем заинтересовался сам. Когда я проходил отбор на олимпиаду, не знал, что профиль «Информационная безопасность» был самым высококонкурентным в тот год. Но даже если бы знал, все равно бы попробовал. Мне не хватало баллов, но тут дисквалифицировали тех, кто попытался сжульничать на отборе, и я прошел. На финале понял, что хотел бы работать в компании «Ростелеком-Солар», который разрабатывает и финансирует этот профиль. Понял, что хотел бы заниматься информационной безопасностью по жизни. Когда понимаешь, чего хочешь, становится ясно, что надо делать... Александр Шемчук, призер профиля «Искусственный интеллект», Владивосток Я всегда любил свой город за то, что он находится очень близко к Китаю, Японии, Корее и стоит на берегу моря. Даже за его странную погоду. Прошлой зимой у нас шел ледяной дождь, и это было очень необычно: провода обледенели, деревья под тяжестью льда ломались и обрывали провода. Половина города сидела без света несколько дней, а в моем случае еще и без тепла. Зато на улице было очень красиво. Владивосток — это город на сопках (да, это называется у нас сопками, а не холмами), так что путь всего лишь в километр может стать настоящие челленджем из-за подъема. Часто первый этаж одного дома находится на уровне 12 этажа другого как раз за счет перепада высот. Я не считаю, что ребята издалека или из глубинки обладают особыми преимуществами или, наоборот, находятся в ущербном положении по сравнению с жителями мегаполисов с развитой образовательной инфраструктурой. Да, мне случалось огорчаться, когда я думал, что в «столицах» есть математические кружки и учиться куда интереснее. Я даже хотел уехать из Владивостока еще в школе, чтобы у меня было больше возможностей. Но есть другая сторона медали. Конечно, в интернете можно найти практически любой ответ. Но ведь надо уметь правильно сформулировать вопрос! Вот тут у жителей Москвы, Петербурга, Новосибирска явное преимущество. Им проще отыскать наставника, который научит их задавать вопросы. Но в этом же и мое преимущество. Я учусь задавать вопросы сам. Я сам собираю своего Франкенштейна, он кривой, косой, но ходит! И еще — он только мой. Сейчас я уехал из Владивостока, учусь в Петербурге. Некоторые мои одноклассники остались получать высшее образование на Дальнем Востоке. У нас нет убеждения, что уехать из своего региона — это успех. Многие остаются, потому что любят свой город и не хотят его покидать. Это тоже круто и достойно уважения. Дмитрий Шпанов, финалист профиля «Наносистемы и наноинженерия», уроженец села Чажемто Томской области Наше село расположено в 273 километрах от Томска. Оно известно даже за пределами региона — там расположен санаторий, знаменитый термальной водой и красивой природой. Село большое, быстро развивающееся, здесь около трех тысяч жителей. О нанотехнологиях я узнал от своих учителей и из познавательных видео на YouTube. Про сельских учителей нужно сказать отдельно. Мне с ними очень повезло, они крайне увлеченные люди и могли бы давать программу глубже и с опережением. Но не всем ученикам в селе это интересно, поэтому они равняются на общеобразовательный стандарт. Еще, конечно, очень не хватает лабораторий. И физика, и химия — волшебные науки. Ими можно заинтересовать любого. Я начал придумывать ориентированные на практику образовательные проекты, которые реально делать даже в домашних условиях, чтобы моим ровесникам было интереснее учиться. Например, создал компьютерную модель игрушки, с помощью которой можно следить за изменениями цвета выработкой тока от прикосновения ладони, изменениями не только громкости звучания пластмассы с магнитными частицами внутри, но и тона звучания, иными словами, можно не «прочитать физику», а увидеть ее. Мне бы хотелось, чтоб как можно больше людей поняли красоту и волшебство этой науки. Я читал все книги о Гарри Поттере и понимаю, что мантию-невидимку можно было бы создать из метаматериалов. И она была бы очень полезна, чтобы что-то скрыть (например, засекреченный объект). У нас в Томске есть отель в форме стеклянного купола. Наверное, сказочно там находиться, можно всю ночь смотреть на звезды, встречать рассвет. Но есть одно существенное неудобство: местные жители приходят посмотреть на это чудо, что, конечно, мешает. Подобный отель тоже можно было бы прикрыть мантией-невидимкой. Я пишу стихи, прозу, люблю рисовать. Учусь на отлично, активно участвую в олимпиадах. Мой куратор на рефлексии во время финала НТО сказал, что за многие годы работы не встречал финалистов, которые бы сочиняли лирику . У меня не было никаких надежд на победу, когда я подавал заявку на эту олимпиаду. Выход в финал я считаю огромной удачей. Мне и сейчас кажется, что у меня может быть меньше шансов выступить лучше ребят из крупных городов, но в новом сезоне я буду участвовать снова. Возможность работать в оборудованной лаборатории с новыми материалами, наставниками, получить новый опыт — это и есть стимул для нас... Ребят издалека. Татьяна Пирог, начальник отдела координации разработки олимпиадных задач Национальной технологической олимпиады, Иркутск У подростков из глубинки и очень удаленных регионов обычно бывает два типа историй. Первый — когда их поддерживают родители или школа. Это, конечно, более легкий и желаемый путь. Например, когда о финалистах НТО из деревни Оленьи болота узнали в ближайшем Кванториуме (в 150 километрах), их стали возить туда и готовить к олимпиаде. То есть сначала люди заявили о себе, а потом у них начали появляться ресурсы. Есть родители, которые очень хотят дать детям хорошую базу. Для этого совершенно необязательно быть профессионалом в какой-то технической сфере. Простой пример про чтение — одна мама была безграмотной, она не могла научить ребенка читать. Но это и был ее главный аргумент. Она рассказывала сыну, как хотела бы читать книги, просила пересказывать их содержание, говорила о том, как ей не хватает качественно поставленного навыка чтения. И ее ребенок прекрасно начал читать. То же самое можно сказать о родителях олимпиадников. Когда родитель хочет помочь, у него это получится с высокой степенью вероятности. Я говорю именно о родителях, которые стараются дать знания и навыки, а не о тех, кто обнаружил у ребенка некую способность, начинает прокачивать ее и продвигать. Такой подход тоже развивает амбиции, но амбиции такого рода нельзя назвать здоровыми. Есть совершенно другой тип родителей, которые не верят в то, что их ребенок может победить на олимпиаде , зато верят, что единственный путь в вуз лежит через ЕГЭ. Иногда их сопротивление играет роль запретного плода. Но это плохая история, потому что большинству детей сложно наплевать на родителей, и это значит, что они действительно остаются дома, ущемленными в базовом праве на хорошее образование. Моя мама не запрещала мне поступать в МГУ, она просто сидела и плакала, когда я купила билет в Москву. Я не смогла перешагнуть через маму, осталась и поступила в вуз в родном Иркутске. Поездка на интеллектуальное соревнование, проектную школу дает ребенку записную книжку с множеством полезных телефонов, по которым ему будут отвечать всегда. Например, основатель платформы «Учи.ру» Иван Коломоец участвовал во всех олимпиадах, какие только существовали. Самый популярный образовательный онлайн-сервис в России, который сейчас работает не только в России, но и в Китае, Бразилии, Индонезии, Вьетнаме, Иван создал вместе со своими друзьями-олимпиадниками. В конце 2020-го Mail.Ru Group приобрел 25% акций «Учи.Ру» за 3,75 млрд руб. Впечатляет, не правда ли? Как правило, наши участники из глубинки обладают большой мотивированностью, внутренним стержнем. Они могут проиграть один сезон, а на следующий приехать, имея совершенно другой уровень. Но чтобы это произошло, им очень нужна ваша поддержка. Учителя и родители, пожалуйста, не отказывайте в ней. Фото: Алексей Губенко, пресс-служба ДВФУ, Роман Савин, личные архивы героев

«Я всем заинтересовался сам»: подростки из провинции о победе в международных соревнованиях
© Letidor.ru