Ребенок не хочет учиться сам — что делать родителям
Когда родители впервые сталкиваются с тем, что ребенок не может учиться без посторонней помощи, важно вовремя найти причину такого поведения и разобраться с ней. Если школа и родители не выработают методы решения проблемы, со временем она приобретет большие масштабы и распространится и на другие сферы жизни школьника. Что делать, если школьник отказывается садиться за выполнение домашней работы без взрослых, в рамках лекции на YouTube-канале для онлайн-школы Skysmart рассказала психолог Екатерина Мурашова. Мы ознакомились с лекцией и делимся главными тезисами эксперта. О причинах отказа от самостоятельного обучения Если ребенок отказывается учиться без посторонней помощи, у такого поведения может быть несколько причин. Первая причина — программа, которую осваивает школьник, не адекватна его способностям. Например, если мы берем очень «средненького» ребенка и отправляем его в сильную математическую школу, скорее всего, он не сможет учиться там самостоятельно. Ему понадобится помощь родителей или репетиторов, которые будут регулярно разбирать с ним темы по углубленной программе. Что делать в этом случае? Если вы не хотите заниматься с ребенком или брать ему дополнительные занятия, найдите ту программу, которая будет больше подходить ему. Бывает, что ученику не интересен конкретный предмет, он не видит надобности в знаниях по нему (чаще речь идет о подростках), поэтому отказывается заниматься. В такой ситуации стоит для начала согласиться с вашим ребенком: человек не может одинаково хорошо разбираться во всех дисциплинах. А дальше составить план, как ему получить по проблемной дисциплине тройку в аттестат. Подростки редко заявляют, что им не нужен аттестат вообще, а вот то, что им не хочется учить биологию или литературу, потому что они станут программистами, — такое встречается сплошь и рядом. Будьте ироничны и самоироничны в разговоре с подростками — они это уважают. А потом помогите им с планом, чтобы у них как-то получилось сдать нелюбимые предметы. Вторая причина, по которой школьник отказывается учиться без помощи, связана с тем, что у него не сформирован этот навык. Проще говоря, он не считает, что учеба — это его зона ответственности. Родители с первого класса бегали за ним и усаживали за уроки, а его день после школы состоял из того, чтобы увернуться от взрослых, которые пытались заставить их делать домашнюю работу. Возникает вопрос: как при таких вводных у этого школьника разовьется желание сесть за уроки самому. Ответ: никак. Единственный вариант вернуть ему эту ответственность — перестать за ним бегать и напоминать об уроках. Но надо быть готовым, что учеба точно рухнет. Потому что первую неделю он будет ждать, что прибегут родители и будут заставлять его учиться. Через две недели он задумается: почему никто не бежит и не заставляет меня ничего делать. А дальше все будет зависеть от личностных характеристик школьника. Если он честолюбив и под давлением родителей учился на четверки и пятерки, то его честолюбие может взыграть и ему захочется восполнить пробелы и добиться успехов. А если нет, то он обучится выполнять уроки кое-как — будет списывать с ГДЗ, у одноклассников — и начнет получать тройки. Но это будет его честно заработанная тройка. Как сформировать ответственность за учебу: пример из практики Как-то ко мне на консультацию пришла мама второклассника. Она жаловалась, что больше не может контролировать учебу ребенка: «Я отвечаю за все, а сын от меня увертывается, как обмылок, и стремится в телефон, в лего, куда-то еще». Далее приведу наш диалог. — Вы перестаньте отвечать за все. — Тогда же у него будут двойки. — Да, будут. — Но я не могу этого позволить. — Тогда начните с того, что можете себе позволить. Есть ли в программе тот предмет, который вам безразличен? — У него нет никаких проблем с физразвитием, думаю, что это физкультура. — Отлично. А кто собирает в школу физкультурную форму? — Я. — Перестаньте это делать. — Он же не научится делать это сам. — Вот вы и проверьте. Через некоторое время мама пришла ко мне поделиться обратной связью. Как мы договорились, она предупредила сына, что больше не будет собирать ему форму в школу. Заранее показала ему, где и что лежит. Удостоверилась, что ребенок ее услышал. Но в день физкультуры она видит, что ее сын полностью забыл об их договоренностях. Но она молчит, помня, что не должна вмешиваться. А ребенок так и не вспоминает о форме. После школы сын чуть ли не с кулаками бросается на мать, обвиняя ее, что она не напомнила ему о форме, и рассказывая, что учитель поставит ему двойку, если ситуация повторится. Мама методично повторяет, что больше не будет собирать сына к физкультуре. И вновь показывает ему, где и какие вещи лежат, получая от сына утвердительный ответ, что он все запомнил. Но в следующий раз все идет по старому сценарию. Ребенок не собирает с вечера форму, но в этот раз все-таки вспоминает об этом — правда, только у порога школы. Он закатывает скандал и сообщает маме, что отказывается идти в школу, опасаясь, что учитель поставит ему двойку. Он просит мать принести ему форму, но она отказывается, ссылаясь, что у нее работа. И напоминает, что она больше не участвует в сборах физкультурного мешка. Ребенок отправляется в школу, а вечером не разговаривает с мамой, так как учитель выполнил свою угрозу и поставил ему двойку. Ребенок уверен, что в этом виновата мать. И в некотором смысле он прав. Через три недели мальчик совершенно спокойно собирает форму самостоятельно и не оставляет ее дома. Вот так и происходит передача ответственности, всегда по одному и тому же алгоритму. Родитель формулирует для себя, за что именно он планирует передать ответственность . Например, выбирает, что будет следить только за математикой, русским и английским, а остальные предметы вверяет только ребенку. Вряд ли эффективно передавать ответственность за все предметы сразу. Школьник не готов к таким переменам, и результат, скорее всего, будет плачевным. Родитель, увидев семь двоек, вновь возьмет все на себя. Поэтому лучший вариант — начинать с малого. Далее родитель приходит к ребенку и сообщает о своем решении в формате: «Я твой родитель, принял такое-то решение». Объяснять решение не надо, только если у вас не уточняют этого. И только не надо обманывать, что знание предмета нужно будет ребенку в жизни. Последний пункт — самый сложный — сделать ровно то, что родитель сказал во втором пункте. Не ходить весь вечер над школьником и не намекать: «А ты не забыл в некий мешок положить некие вещи...» У многих родителей сбой идет именно на этом пункте. Если вы будете твердо стоять на своем решении, то все получится. Полное видео лекции можно посмотреть тут: Фото: Depositphotos