Мурад Мусаев: «Родители могут убивать ребенка. Их амбиции не реализованы, и они хотят за счет детей – достают их, кричат»
«Родители могут быть как людьми, которые помогают ребенку, так и убивают его. Потому что многие родители сейчас – это люди, амбиции которых не реализованы. Они хотят их реализовать за счет детей. И они достают, кричат на них.
В «Краснодаре» принято так, что родители отгорожены от детей. Тренировки, если они и смотрят, – из-за забора. Не такого, что: «Вася, беги туда, отдай пас этому». Ты пришел на тренировку в «Краснодар» – у тебя есть только тренер, остальное не работает. Дома что хочешь говори. Это мне очень помогало. Даже когда на играх кто-то начинал что-то говорить, я мог подойти и сказать: «Вы сейчас покинете стадион, если не понимаете».
И все это понимали. Но главная трудность, что для каждого родителя его ребенок – самый лучший. Но бывают исключения. Черников сейчас играет в «Краснодаре». Он был такой парень немного шебутной. Они заехали в интернат и начали обижать воспитательницу. Я прихожу – она плачет. Я: «Что случилось?» Она: «Они что-то такое кривляют мне». Ну, дети. Это не был переход каких-то рамок.
Я отстранил его и еще двух человек от игры. Была важная игра. Два родителя позвонили мне: «Как же вы так строго? Они же дети». А отец Черникова набрал и сказал: «Мурад Олегович, я даже не хочу слушать, что он сделал. Я всегда за вас. Вы отстранили, и я со своей стороны приму меры тоже». А у него отец, которого он прямо очень уважает и боится.
Не знаю, чем отец занимался, но он служил, такой крепкий мужчина. И все. Черников теперь играет в основе, а те ребята очень быстро закончили. Родители разные бывают.
Я общался с одним доктором, он про хоккей рассказывал – есть родители, которые отдельно тренируют детей и дают им какие-то витамины. А дети еще не выросли. А они, может, для набора массы, протеины там. А у одного [игрока] инфаркт, по-моему, произошел – его так усердно родитель тренировал. И таких случае много, когда начинают давать добавки, витамины, не понимая ничего в этом, думая, что они самые умные. Тут тонкая грань», – сказал Мусаев.