Спасение президента: 25 лет назад Ельцину сделали операцию на открытом сердце

25 лет назад первый президент России Борис Ельцин перенес операцию на открытом сердце. Это было уникальное хирургическое вмешательство, которое могло закончиться абсолютно по-разному, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.

96-й год. В России в самом разгаре президентская гонка. Предвыборный лозунг Бориса Ельцина: «Голосуй сердцем». А оно как раз у действующего главы государства нездорово. Диагноз – ишемическая болезнь. Необходима срочная операция. До этого он перенес пять инфарктов. Врачи оценивают его шансы как 50 на 50.

«Я напрягся внутренне как-то. Может, мобилизовался потому, что несколько консилиумов проведенных до, отвергали возможность самой операции. Говорили, что ее не переживет», – вспоминает кардиохирург, академик РАН и РАМН Ренат Акчурин.

Ренат Акчурин – тот самый хирург, который взялся за операцию. Лечиться в России было принципиальным желанием Ельцина. Благодаря этому страна узнает, что такое аортокоронарное шунтирование и что такие операции делают и здесь.

«Борис Николаевич обратил внимание всех, руководителей всех субъектов, что эта проблема решаема в России. Может, одно его заявление и стимулировало те субъекты, которые имели у себя хирургию, в каждом регионе», – говорит Ренат Акчурин.

Перед операцией Ельцин подписывает указ о передаче своих полномочий Черномырдину. И от руки добавляет одно слово – «временно». Как только Ельцин отходит от наркоза, требует документ обратно.

«Он попросил начальника охраны и сказал: «Давай». Я думаю, это было условным знаком – через полчаса приехал Виктор Степанович и сложил с себя полномочия временно исполняющего», – указывает Ренат Акчурин.

Операция началась в восемь утра. Длилась шесть часов. Семья Бориса Ельцина все это время находилась за стеной операционной. Ждала, что скажут врачи.

«Я вышел, стоял в коридоре Евгений Иванович Чазов, он прямо в коридоре стоял. Я сказал: «Все нормально». Он говорит: «Тогда пойдем сразу к Наине Иосифовне». Она и Татьяна сидели в палате. Я не помню, была ли Елена, по-моему, не было. Мы подошли, и я сказал, что все нормально. Я увидел в глазах Наины Иосифовны колоссальное облегчение», – вспоминает хирург.

За эту операцию бригада хирургов и медсестер получили квартиры. Такой была личная благодарность президента за колоссальную ответственность. Врачи спасли не только первого человека в стране, но и доверие к российской медицине.