Войти в почту

Московский театр имени Вахтангова отметит столетний юбилей «Войной и миром»

Спектакль по роману Льва Толстого поставил худрук театра Римас Туминас. Еще задолго до премьеры, которая состоится уже сегодня вечером, постановку называли большим театральным событием.

Московский театр имени Вахтангова отметит столетний юбилей «Войной и миром»
© BFM.RU

Сам спектакль идет пять часов: три действия с двумя антрактами. Но это более чем оправданно. Вахтанговский вообще и его худрук Туминас в частности — любители больших форм. Вспомним нашумевшего бутусовского «Пер Гюнта» или «Евгения Онегина» Туминаса. Говорят, «Войну и мир» репетировали по 15 часов в день в нескольких составах. Задействованы все звезды: Ирина Купченко, Людмила Максакова, Юлия Рутберг, Андрей Ильин, Сергей Маковецкий. На большинство ролей назначены по два актера, на роль Андрея Болконского — сразу три. Многим, в том числе мне, показался очень интересным эмоциональный образ пожилого князя Болконского, его играют по очереди народные артисты Виктор Сухоруков и Евгений Князев. Последний — одновременно ректор Театрального института имени Щукина. Вот что Евгений Князев говорит о значении этой постановки:

Евгений Князев актер Театра имени Вахтангова, ректор Театрального института имени Щукина «В каждом поколении были свои спектакли. Когда-то для Ульянова, Яковлева, Борисовой был спектакль «Город на заре». Потом, когда мы долго существовали в театре — поколение 80-х годов, мы в 90-х годах сделали спектакль «Зойкина квартира», где было занято только наше поколение: Маковецкий, Рутберг, я, Максим Суханов. А теперь — спектакль «Война и мир»: мы играем старшее поколение, а молодых играют те самые молодые люди, которые несколько лет назад пришли в театр. Поэтому я смею утверждать, что спектакль «Война и мир» — это рождение нового поколения театра Вахтангова. Римас нам сказал: не останавливайтесь, ваши герои — те же люди, они каждый день поступают по-разному — и вы находите новые интонации».

В большом, многохарактерном спектакле — предельно аскетичная декорация: серая движущаяся стена 16 х 8 метров. Она сама становится своеобразной метафорой, с которой и актеры, и зрители считывают свои смыслы. Туминас, работая над инсценировкой, сосредоточился преимущественно на «мире», причем в разных толкованиях этого слова. Показал и войну, правда, без привычных баталий. А еще бал без бала и даже охоту без охоты как таковой. Какие-то сцены — словно открытки начала XIX века. Диалоги Пьера и Андрея — как будто точки опоры в этой монументальной истории. Режиссер сдобрил текст Толстого юмором, продолжает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:

Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Я думаю, то, что Римасу вообще свойственно смотреть на жизнь и анализировать жизнь с помощью русской классики через иронию, — это здесь доведено, мне кажется, до, может быть, самого своего большого значения. Там все запредельно, запредельные условия. Ну как можно показать пожар в Москве с помощью одной спички, которую зажигает персонаж Людмилы Максаковой? Сыграно весьма изящно и гротесково. Вся война, которая обычно и на сценах, и особенно в кинематографе погружает в баталии взрывы, здесь один персонаж — Николка Ростов, который наконец посмотрел в глаза войне. Его пластический такой этюд со штыком. И маленького Николки огромная тень, которая отбрасывается на эту стену. Весь этот аскетизм так сильно работает. Я смотрела с огромным удовольствием».

«Войну и мир» в вахтанговском театре будут играть четыре дня подряд. С учетом цен и QR-кодов билеты на премьеру еще есть. А непосредственно празднование юбилея 13 ноября пройдет в необычном формате. Это будет день открытых дверей. В зале, со сцены можно будет услышать в записи голоса уже ушедших актеров, а сегодняшние ведущие артисты труппы проведут экскурсии по театру и пообщаются со зрителями. Билеты не нужны, но куары обязательны.