Войти в почту

Революция во МХАТ имени Горького продолжается

Новый директор МХАТ имени Горького Владимир Кехман объявил о «жесточайшем сокращении» нетворческого штата, пообещал изменить все зарплаты сотрудников и провести капитальный ремонт. Все это звучало бы масштабно, если бы не напоминало предыдущие эпизоды из биографии Кехмана. А она вполне достойна экранизации или театральной постановки.

Революция во МХАТ имени Горького продолжается
© BFM.RU

Долгое время Кехман совмещал с околотеатральной деятельностью импорт фруктов, будучи владельцем компании JFC. Петербургский Михайловский театр он возглавляет с 2007 года. На личные средства провел там ремонт. Сам назначил себя исполнителем роли Принца Лимона в балете «Чиполлино». Театр при нем стал одним из самых экономически эффективных учреждений культуры Петербурга. В 2012-м Кехман объявил себя банкротом. Бизнесмен задолжал банкам около 9 млрд рублей. Дальше были долгие суды.

Несмотря на это, в 2015-м Кехмана назначили гендиректором в Новосибирский театр оперы и балета, где ранее сняли возмутившую РПЦ постановку «Тангейзер». Тогдашний министр культуры Владимир Мединский так отзывался о Кехмане: «Он, как клоп. Ему все время нужны деньги! То на ремонт фасада, то на ремонт туалетов, то на гастроли. Но для театра это хорошо».

Изначально отношение новосибирцев к Кехману было достаточно позитивным. Потом начались смена репертуара, обновление труппы, ремонт, после которого многие стали сравнивать интерьер театра с «турецким отелем». Вот что рассказывает руководитель портала Sibkray.ru, доктор социологических наук Константин Антонов:

Константин Антонов руководитель портала Sibkray.ru, доктор социологических наук «Этот ремонт вызвал очень много вопросов и по своей цветовой гамме. Выглядит это все похожим на китч. Насколько я знаю, он там ликвидировал репетиционный зал, хотел плевать на общественное мнение, что породило затем поговорку в Новосибирске: «Владимир Кехман всегда там, где пахнет большими деньгами». Жаловаться бесполезно, всегда здесь пожимали плечами: «Да что же за такая крыша-то у человека может быть, если и с бананами он выплыл, и с театрами он выплывал».

Правда, Кехман все же был дважды оштрафован за несогласованный ремонт здания. Но суммы более чем скромные — в районе 100 тысяч рублей.

В 2017 году Кехман ушел с должности директора театра в связи с возбужденным в отношении него уголовным делом о мошенничестве, но остался худруком. Дело было затем закрыто за истечением сроков давности. Потом Кехман на несколько месяцев ушел в декретный отпуск, который проводил, как писали, «то ли в Ницце, то ли в Сен-Тропе». Затем стал появляться в светской и культурной хронике реже. Зато за последние две недели во МХАТ имени Горького он постоянно находится в центре внимания СМИ: эффектно сорвал портрет одиозного бывшего худрука Эдуарда Боякова со стены, отменил спектакль с Ольгой Бузовой, заговорил про капремонт, объявил о «жесточайшем сокращении» нетворческого штата (в одном только пиар-отделе было 27 человек, возмущался Кехман).

Что будет с труппой, кто станет новым художественным руководителем и каковы творческие планы театра, Кехман пока не говорит. Но, похоже, денег на новые задумки будет не так много, как хотелось бы. Совет попечителей МХАТ имени Горького решил прекратить сотрудничество с театром. В совет в том числе входили директора Уральской горно-металлургической компании. В задачи совета входило привлечение финансирования и поддержка новых постановок и гастролей. За минувший сезон на эти цели, как указано в заявлении совета попечителей, было привлечено около 150 млн рублей. Комментирует театральный критик Глеб Ситковский:

Глеб Ситковский театральный критик «Видимо, Владимиру Кехману придется прилагать какие-то усилия, чтобы приводить каких-то других [патронов], задавать какой-то другой попечительский совет. О ремонте, о реконструкции на государственные средства было объявлено еще два года назад при Эдуарде Боякове. И то, что Кехман сейчас приходит и говорит, что сейчас именно он все начнет, — это немного популистское заявление».

Кехман вообще любит громкие заявления. Например, еще при вступлении в должность в Михайловском театре в 2007 году он сказал: «Мне кажется, было бы хорошо, если бы в России создали дирекцию императорских театров, я мог бы ее возглавить».