Войти в почту

«Надо каждую минуту делать что-то полезное»: в «Школе современной пьесы» «Толстого нет»

«Кого Бог любит, тому и крест посылает…»

«Надо каждую минуту делать что-то полезное»: в «Школе современной пьесы» «Толстого нет»
© Мир24

Роскошный зал театра «Школа современной пьесы» однажды вечером превращается в гостиную семьи Льва Николаевича Толстого. Проекция видео на стены – словно черно-белое кино. Использование камер и видео онлайн на спектакле – прием не новый, а вот погружение в атмосферу, благодаря особой рассадке зрителей, создает не просто современный, но и какой-то очень объемный театр – театр 3D. Это словно прыжок в прошлое, когда жил и творил великий писатель, но и современность, кажется, никуда не исчезает. Зритель будто оказывается вне времени, вне эпох – и свободно путешествует из прошлого в будущее и наоборот.

Поначалу ошеломленный столь яркой картинкой, боишься упустить какие-то важные слова, вслушиваешься, всматриваешься, поворачиваешься то в одну сторону, то в другую. Кажется, тебе нужно объять необъятное. Но не так ли и с личностью великого писателя? Чтобы понять, как он жил и работал, нужно тоже как бы объять необъятное. А между тем многие ли дочитали «Войну и мир» до конца? В век социальных сетей – коротких текстов и ярких картинок – крайне трудно сосредоточиться на чем-то эпохальном.

Но режиссеру Александру Созонову удается захватить внимание зрителя в полной мере не только для того, чтобы рассказать о жизни писателя, но и о важных жизненных ценностях – любви, семье, смысле существования.

«Все знают, как обустроить Россию, но никто не знает, как навести порядок в собственной спальне…»

Пьеса Ольги Погодиной-Кузьминой основана на подлинных документах – дневниках и письмах. Мы видим несколько дней из жизни семьи Льва Николаевича Толстого, но сам писатель присутствует незримо. Кажется, он где-то в соседней комнате и вот-вот появится, но нет. Во втором действии мы заметим лишь глаз на потолке, услышим его шаги – и только. Вот почему «Толстого нет».

А в центре внимания его жена Софья Андреевна, с которой он прожил почти полвека. Она родила ему 13 детей, по несколько раз переписывала его рукописи: «Гению надо создать добрую обстановку, его надо любить, кормить… его надо любить!» И что в итоге? Семейные ссоры, конфликты… В исполнении Ирины Алферовой эта героиня сильная, статная, мудрая женщина. До последнего преданная своему мужу, хоть и горько осознающая: «Я никому не нужна в этом доме. Меня никто не пожалеет». Да, совершающая ошибки, как и все люди, но бесконечно преданная. А насколько сегодня для каждого из нас важна семья и готовы ли мы смиренно терпеть? И кто же все-таки супруга гения – ангел или демон, муза или проклятие?

«Почему мы ничего не можем изменить в своей жизни?..»

Действие спектакля происходит в 1910 году в Ясной Поляне. Лев Николаевич болен и все так или иначе ждут, когда он уйдет из жизни. Дети борются за наследство, кто-то откровенно, кто-то не очень, обстановка накаляется, нервы на пределе…

Каково это жить с гением? Быть частью его семьи? У всех на виду? Как не пасть под тяжким бременем отцовской славы? И как найти свою дорогу в жизни? Не сесть в долговую яму? Интриги, козни, выгода – можно ли сохранить духовность и богатство одновременно?

«За любое дело он берется с таким энтузиазмом, что заражает любого. Но ужасно, что, только начав, он бросает и идет дальше…»

Несмотря на то, что Льва Николаевича нет на сцене, мы постоянно чувствуем его присутствие, его величие, можно даже сказать, мощь. Но своей силой и талантом он загоняет в угол своих близких – жену и детей. Кому достанется право на издание его рукописей или все это станет народным достоянием? Как окончательно не сжечь и без того шаткие мосты между матерью и детьми, сестрами и братьями?

И каждый персонаж здесь – своеобразная ниточка общего семейного клубка: дерни за одну и невольно заденешь другую. Лишь Владимир Григорьевич Чертков (Николай Голубев) выделяется среди всех действующих лиц. Кажется, и фамилия-то у него «говорящая». Он словно черт, представляющий опасность для всей семейной идиллии. Но создается впечатление, что именно он и руководит всей этой историей. Посылает юного секретаря Булгакова (Александр Сеппиус), влияет на дочь Толстого Александру (Татьяна Циренина, Валерия Ланская), но вот супругу писателя он, похоже, боится.

Всю свою жизнь Софья Андреевна посвятила Льву Николаевичу, но сколько в ней любви, столько же и обиды. И тем не менее она не понимает свою дочь Александру, которая решила никогда не выходить замуж. И пусть их мнения о семье различны, зато в служении таланту Толстого им нет равных. Не поэтому ли именно Александре писатель завещает права на свои рукописи?

«Посмотри в себя. И что? Пусто. Нечем жить…»

А вот ее братья Илья (Иван Мамонов) и Лев (Павел Дроздов) вместо преданности таланту отца в погоне за выгодой демонстрируют свою ничтожность: они бездарно тратят и деньги, и время. Лев Львович даже подозревает врача Сергея Ивановича (Борис Вайнзихер) в любовной связи с матерью. Но тот человек посторонний, лишь со стороны наблюдающий все, что происходит в доме писателя. Всегда сдержанный, мудрый, всегда готовый прописать лекарство или протянуть рюмку коньяка и вовремя удалиться к другим пациентам.

А секретарь Булгаков прибыл в имение ради определенного дела, но сам себе сломал жизнь, влюбившись до безумия в горничную Катю (Ольга Грудяева), которая, кстати, во всех своих несчастьях винит Софью Андреевну, выдавшую ее замуж за старого пьяньчужку-кучера. Судьба Кати вдруг предстает перед нами. И трагический исход ее жизни еще сильнее усиливает драму семьи Толстого. Все в этой «Ясной поляне» совсем не ясно и не радужно.

Есть ли выход из этого клубка ссор, дрязг и бесконечных конфликтов? Кажется, только один: «Что его по-настоящему волнует? Смерть…» И мы слышим бесконечное тиканье часов, напоминающее нам, как быстротечно время. И вот уже нет всевидящего ока на потолке, шаги, шаги, шаги и – тишина. Ушел из жизни великий писатель Лев Николаевич Толстой.

И вот уже повсюду ставят ограждения как в музее, все предметы быта становятся экспонатами, а развернувшаяся на наших глазах драма – историей. А в память врезается фраза: «Значит, я не существую. Я решительно не чувствую в себе ни грамма любви…». И остается в сердце и мыслях надолго. Может быть, навсегда?.. И что-то переворачивается внутри, потому что «Ясная поляна» всегда ассоциировалась с любовью, счастьем и безграничным талантом. Но так ли все было на самом деле?

Фото в тексте предоставлены пресс-службой театра «Школа современной пьесы»