Рекламу заменителей женского молока предлагают запретить
По данным Росстата, около 60 процентов детей до года в России находятся на искусственном вскармливании. Эксперты считают, что одна из причин такой ситуации — навязчивая реклама детских смесей. Правительство России в августе 2021 года поддержало законопроект, ограничивающий рекламу детского питания для малышей первого года жизни. В Комитете Госдумы по охране здоровья его планируют рассмотреть 10 ноября.
Уникальный продукт
По словам разработчиков документа, настоящее грудное молоко — идеальное питание для детей. Это подтверждают научные исследования. Только естественное вскармливание способно обеспечить оптимальное развитие ребёнка и формирование у него полноценного иммунитета. Но реклама заменителей грудного молока часто побуждает женщин отказаться от здорового пути.
Законопроект, подготовленный группой сенаторов и депутатов, внесли в Госдуму ещё в апреле 2019 года, однако потом его отозвали, дополнили и вновь внесли в октябре 2021 года. Документ запрещает распространять информацию о молочных смесях, предназначенных для детей до 12 месяцев, любым способом и в любой форме, в том числе с помощью демонстрации товара, продаж ниже себестоимости и в виде нагрузки при покупке других товаров.
Один из авторов законопроекта, член Комитета Совфеда по социальной политике Владимир Круглый уверен, что такой закон нужно принимать «как можно скорее».
«Мамы смотрят по телевизору рекламу грудных смесей, и у них появляется соблазн перестать кормить грудью. Производители утверждают, что их продукт — полноценный заменитель грудного молока. На самом деле это не так», — сказал сенатор «Парламентской газете».
Запрет не для всех
Интересы матерей, которым грудное вскармливание противопоказано из-за проблем со здоровьем, законопроект теперь не нарушает — именно на это ранее обращали внимание эксперты Правительства. В пояснительной записке указано, что женщины, имеющие противопоказания к грудному вскармливанию, постоянно взаимодействуют с медицинскими специалистами, а законопроект не ограничивает рекламу среди медицинского сообщества.
«Бывают ситуации, когда женщины вынуждены прибегать к смесям, — напомнила автор поправок — сенатор Елена Бибикова. — Но если объективных причин для отказа от грудного вскармливания нет, нужно его продолжать. Никакие искусственные смеси заменить грудное молоко не могут».
Запрет распространять информацию о молочных смесях не коснётся мест проведения медицинских выставок, семинаров и конференций, а также специализированных печатных изданий для медработников. Реклама питания детей первого года жизни должна содержать сведения о возрастных ограничениях и предупреждение о необходимости консультаций со специалистами, отмечается в пояснительной записке к документу.
«Грудное вскармливание полезно не только для ребёнка, но и для мамы, — сказала «Парламентской газете» заведующая отделением неонатологии роддома Химкинской областной больницы Марина Поклонова. — Помимо укрепления психологической и эмоциональной связи с ребёнком лактация снижает риск развития рака молочной железы. Но иногда естественное вскармливание невозможно из-за состояния здоровья матери или ребёнка. Среди противопоказаний — сердечная, почечная, дыхательная недостаточность у мамы или наследственные заболевания обмена веществ и врождённые пороки развития у малыша».
В кабмине, кстати, считают, что отсутствия рекламы заменителей грудного молока недостаточно для популяризации естественного вскармливания. Важны не только запреты, но и социальная реклама на эту тему.