Войти в почту

Детская опера "Мальчишки" из Санкт-Петербурга

Афиша детской программы VI фестиваля "Видеть музыку" выглядит вполне разнообразно, учитывая наше такое трудное время. Спектакли для детей и подростков приехали из Казани, Республики Коми, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Саратова, Красноярска, Алтая, Новосибирска. География очень убедительна. Москва, на правах хозяйки форума, презентовала несколько столичных детских театров на фестивальный смотр. Жанры в детской программе тоже имеют щедрую палитру: балет, опера, музыкально-пластический спектакль, кукольная опера, лайт-опера, опера-сказка. Возрастной зрительский ценз колеблется от 0+ до 16+. Одноактную детскую оперу "Мальчишки" Сергея Плешака выбрало для фестиваля Хоровое училище им. М. И. Глинки из Санкт-Петербурга. Либретто принадлежит поэту Николаю Голю по мотивам повести "Дорогие мои мальчишки" писателя Льва Кассиля. Композитор специально написал оперу для учащихся Хорового училища мальчиков, адресовав ее мальчикам-артистам. Сольные партии, вокальные ансамблевые, хоровые номера, а также танцевальные и драматические сцены исполнили маленькие и большие мальчики - учащиеся знаменитого Хорового училища. В этом отличительная особенность спектакля. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Идея-просьба сочинить оперу "Мальчишки" исключительно для мальчишек принадлежала педагогу по вокалу Надежде Дробышевской. Сергей Плешак написал оперу, посвященную 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Премьера должна была быть приурочена к празднику, но состоялась год спустя только в марте 2021 года, опоздав к юбилейному событию из-за пандемии. Сюжет оперы - история 1942 года. Военное детство, необходимость быстрого взросления, отобранные мальчишеские мечты, желание забыться в игре, в выдуманной стране Синегории, фантазии, которая приходит на помощь малышам пережить страхи войны. А ребятам чуть постарше, юнгам Балтийского флота, которым пришлось перепрыгнуть свой возраст из-за военного времени и раньше срока пойти на фронт, эти выдумки кажутся совсем неуместными. Старшие потешаются над младшими. Однако, обиды, ссоры, непонимания - ничто по сравнению с настоящей войной. Внезапный воздушный налет на городок Затонск, где происходят события, все меняет. Роли младших (пионеры в красных галстуках) и старших (юнги) соответствовали возрасту исполнителей. Художник спектакля Полина Белова сохранила галстуки, патриотично одела мальчишек-синегорцев в синюю форму с бело-сине-красным карманом. Юнги выглядели традиционно в морской форме с пилотками и бескозырками. Персонаж по имени Лёха Дульков по прозвищу "Ходуля" очень напоминал Квакина из "Тимур и его команда" Аркадия Гайдара и выглядел довоенным пацаном в кепарике. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" С музыкальной составляющей спектакля учащимся Хорового училища работать привычно. Певцы являются разного уровня профессиональными музыкантами-хоровиками, хотя и не готовыми артистами, но имеющими сценический опыт. А вот взять и разыграть оперно-драматическое действие - это дорогого стоит. Невозможно переоценить труд мальчишек и, безусловно, их педагогов и репетиторов, сотворивших полноценный спектакль. Сценические задачи, включающие в себя не только вокал, но и драматическую игру, хореографию, мизансцены, поставили ребят в ситуацию взрослых универсальных профессионалов. Наверняка, эти трудности выявили новые таланты и способности, толкнули на открытия самих себя. Самым артистичным выглядел Кирилл Копытов. Его отрицательный персонаж Дульков очень убеждал и жил на сцене очень правдоподобно. Совсем юный Платон Владыкин, октябрёнок, играл, похоже, сам себя, был очень естественным. Мальчишечка пел наравне с другими, ничего не путал, был сосредоточенно старателен. Прекрасное вокальное трио "Ночь" прозвучало в исполнении Ивана Фомина (Виктор Сташук), Константина Розова (Сергей Палихин) и Кирилла Копытова (Алексей Дульков). В ансамблевом пении очень проявлялась хоровая специализация ребят. Они умеют слышать друг друга, чувствовать единство вертикалей, научены выстраивать баланс. И все хоровые номера звучали хорошо, с профессионально академическим многоголосием. Сцена финала, где запевалой вышел Тимофей Владыкин (почтальон) и отплясывали главные герои, по настроению получилась почти залихватской. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" К небольшому сожалению, все сольные партии вокально не дотягивали до желаемого уровня исполнения. Музыка Сергея Плешака по стилистике приближается скорее к эстрадной манере. Партитура оперы для ансамбля инструменталистов, где есть перкуссия и рояль тянет на мюзикл, между жанрами провести границы нельзя. Тем не менее и мелодика композитора требовала от солистов другого, не академического стиля пения. Мальчики немного не справлялись, жалко. По своей природе и обученности это ансамблисты-хористы. Не смотря ни на что, сильное эмоциональное впечатление испорчено не было. Хочется им сказать: "Браво, дорогие мальчишки!". Они, без сомнения, донесли до зрителей то, что, как им кажется, они поняли про войну.

Детская опера "Мальчишки" из Санкт-Петербурга
© Ревизор.ru