Штраф за зацеперство может вырасти до четырёх тысяч рублей
Людей, которые подвергают себя и окружающих риску, взбираясь на электрички, предлагают штрафовать на две-четыре тысячи рублей. Такой законопроект, разработанный группой депутатов от «Единой России» и сенатором Совета Федерации, внесли в Госдуму 23 ноября.
Опасная забава
Зацеперство, оно же зацепинг, оно же трэйнсерфинг — смертельно опасное развлечение, заключающееся в том, чтобы забираться на крыши поездов, между вагонами или цепляться за составы сбоку или сзади. Обычно происходящее снимают на видео, чтобы потом похвастаться им в Интернете. А чревата забава тем, что можно упасть с разогнавшегося состава и попасть прямо под него, удариться током при прикосновении к контактной сети или столкнуться с препятствием, например столбом семафора или порталом тоннеля.
Так, в мае этого года в Нижнем Новгороде подобная поездка закончилась для 17-летнего юноши ожогами половины поверхности тела, передавал Первый канал. Молодой человек забрался на крышу электропоезда, выпрямился с телефоном в руках, а потом, задев контактную подвеску с напряжением 27 тысяч вольт, получил страшный удар током и упал на землю. В том же месяце погиб 20-летний молодой человек, который, будучи пьяным, ухватился за поезд, отъезжающий с подмосковной станции Быково, а потом сорвался на рельсы и умер от полученных травм, рассказала ТАСС представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России Елена Марковская. А в декабре прошлого года 11-летний мальчик, упавший с поезда, отъезжающего со станции Петербург-Товарный-Витебский, лишился обеих ног. По информации «Известий», он зацепился за поезд по предложению одноклассников, которые хотели снять ролик.
Всего же, по данным МВД, за последние пять лет сотрудники органов пресекли 5227 случаев поездок снаружи поездов, а в отделение полиции доставили 1731 подростка, развлекавшегося таким образом. С января по июль прошлого года только в Центральном федеральном округе травмы получили 11 несовершеннолетних, причём четверо из них погибли, привели статистику авторы законопроекта, направленного на борьбу с зацепингом.
Сто рублей — не преграда
Инициативу подписали вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв, его зам Анатолий Выборный и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. В пояснительной записке они отметили, что существующая сумма штрафа несоразмерна общественной опасности правонарушения. Сейчас человека, который спрыгивает с поезда на ходу, едет на подножке, крыше или в других неприспособленных местах, могут оштрафовать всего на сто рублей, как следует из статьи 11.17 Кодекса об административных правонарушениях - норму ввели два десятилетия назад и с тех пор не пересматривали.
Парламентарии предложили назначать зацеперам штраф от двух до четырёх тысяч рублей. Это, по их замыслу, должно помочь заставить экстремалов задуматься, прежде чем подвергать риску свою жизнь и жизнь пассажиров, забираясь на электричку ради эффектного кадра и лайков в сетях, сказал «Парламентской газете» соавтор инициативы Анатолий Выборный.
«Проблема стоит очень остро. Смысл увеличения штрафов в том, чтобы, во-первых, сами правоохранители более пристально реагировали на факты нарушений, а штраф перекрывал как минимум судебные издержки. Соответственно, родители после получения таких штрафов были внимательнее, разъясняли, почему так нельзя делать. Нас в этом поддержало и Правительство — есть положительный отзыв. Я надеюсь, что сам факт внесения и рассмотрения инициативы привлечет внимание взрослых к проблеме. В данном случае важны превентивные меры», — отметил один из авторов документа Сергей Неверов, которого цитирует Telegram-канал «Единой России».
Законопроект стоит поддержать, считает член Комитет по социальной политике Совет Федерации, заслуженный врач России Владимир Круглый. «Понятно, что сто рублей — это штраф, на который сегодня никто не обратит внимания. А зацепинг — это очень серьёзно, это угроза жизни. Тем более, этим занимаются, как правило, молодые люди», — сказал он.
Надо сказать, что склонение к зацепингу, если этим занимаются взрослые, — это уже уголовное преступление. Об этом напомнили на сайте прокуратуры Ульяновской области. Статьёй 151.2 Уголовного кодекса установлено наказание за вовлечение детей в противоправные действия, которые угрожают их жизни. За это суд может назначить преступнику принудительные работы или лишить его свободы на один год.