Музей стал уникальной площадкой для общения дошколят, педагогов и родителей
Эффективное средство
Музейная педагогика в последнее время приобрела большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. "Знакомство детей дошкольного возраста с историей родного города, его культурными и национальными особенностями закладывает основы для понимания таких важных для каждого россиянина слов, как гражданин, долг, Родина", - считает заведующая МБДОУ "Детский сад №149" г.о.Самара Наида Лукьянова.
Инновационная технология эмоционального и познавательного развития доказала свои преимущества. Она не только способствует развитию и саморазвитию ребенка, но и воспитывает в нем личность. Чтобы приобщить воспитанников к культурному, историческому и этнографическому наследию нашего края, к фольклору Самарской Луки, руководство и педагогический коллектив приложили немало усилий. И новаторские приемы себя оправдали.
Среда для развития
В музее сегодня сформирована полноценная экспозиция и тематические выставки. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детском саду. Дети могут не только рассматривать, но и трогать руками экспонаты - так легче усваиваются новые знания. В "Кладовой мудрости" с удовольствием проводят время вместе воспитанники, их родители и педагоги - такой познавательный, интересный досуг увлекает всех.
Музей расположен в отдельном помещении с несколькими тематическими зонами, попадая в которые, ребенок узнает много нового о нашем родном городе, о жизни наших предков, о традициях народов Поволжья, об особенностях создания домашнего уюта и народных праздниках. "Наш музей - это место проведения еженедельных тематических мероприятий. Тут и "Веселый капустник", и "Деревенские посиделки", "Осенняя ярмарка", "Рождественские святки", - рассказывает Наида Мукаиловна. - Музей как часть воспитывающей культурной среды помогает ребенку полноценно развиваться".
Своими руками
На базе музея работает исследовательский клуб для воспитанников 5-7 лет, где дети, обсуждая и дискутируя, имеют возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Музей воспроизводит обстановку жилого помещения, где собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства: прялки, утюги, ухваты, чугунки, патефон, ткацкий станок. В сундуке хранятся рушники, вышивки, скатерти. Здесь представлены экспозиции "Предметы народно-прикладного творчества", "Костюмы народов Поволжья", "Рукописи и книги дореволюционного периода по воспитанию детей в семье". А экспозиция "По истории Самарского края" собрана коллективами детских садов Самарской области в рамках городской проектной площадки "Музейная педагогика как инновационная технология в реализации социальных и образовательных проектов в ДОУ" в направлении "Приобщение детей к культурному наследию". Большая часть предметов - подлинники. Они собраны сотрудниками детского сада и родителями воспитанников.
Новые традиции
Этнографический музей используется в работе с детьми по дополнительной образовательной программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" под редакцией Ольги Львовны Князевой и Майи Давыдовны Маханевой. Тематические вечера, развлечения, творческие мастерские, праздники, совместные экскурсии, вернисажи - любые формы работы становятся гораздо эффективнее именно в развивающей среде.
"В рамках работы музея педагоги используют различные наглядные и практические формы знакомства дошкольников с музейными экспозициями, - поясняет Наида Лукьянова. - Это народные подвижные игры и забавы, наблюдения природы, театрализованные постановки, народные праздники, игры-путешествия, квесты, дидактические игры". В детском саду стали традицией марафоны народных и фольклорных праздников: "Осенняя ярмарка", "Святки", "Сретенье", "Масленица", "Пасха", "Иван Купала", "Медовый и Яблочный спас", "Праздник самовара". В 2020 году в детском саду провели "День сапожника" и "Русский чай". Прошли посиделки с национальным колоритом: "Чувашская изба", "Вечер игр народов Поволжья", "Капустник", "Татарские посиделки".
Верный путь
Особый интерес у ребятишек вызвала виртуальная прогулка по улицам Самары, в ходе которой они общались с "говорящими домами", открывшими им некоторые тайны нашего города с помощью краеведческих сказок Марии Пашининой и Валентина Ивановича Беспалова. Дети научились создавать свои дома, используя метод оригами. Так возникло панно "Ночная Самара". Педагоги вместе с детьми изготавливают игрушки, куклы-обереги для музея, элементы костюмов и головных уборов, создают авторские творческие работы: посуду, музыкальные инструменты, свистульки. Им есть чем поделиться с коллегами на форумах, конференциях и семинарах. Жизнь доказала, что использование музея как проводника в мир истории и культуры родного края - верный путь к гармоничному развитию детей.
Наида Лукьянова, заведующая детским садом №149" Самары: - Музей "Кладовая мудрости" стал эффективным инструментом приобщения наших воспитанников к истории малой Родины - нашего Самарского края. Это благотворная развивающая и одновременно воспитывающая культурная среда, которая не только закладывает основы патриотического и нравственного воспитания, но и формирует у ребят систему ценностей. Музей стал уникальной площадкой для общения ребят, педагогов и родителей.