"Учителям сложно конкурировать с соцсетями и играми": место ли телефону в школе?
С родителей татарстанских школьников собирают согласия на изъятие мобильников у детей до конца занятий
В сообществе родителей татарстанских школьников разгорелась дискуссия о правомерности изъятия телефонов у детей — педагоги просят пап и мам подписать соответствующие заявления о согласии. Кто-то категорически против ограничения любых прав и свобод своих чад, а некоторые родители, напротив, убеждены — мобильникам, которые могут помешать учебному процессу, в школе не место. "Реальное время" выслушало мнения педагогов, родителей, юриста и детского омбудсмена по актуальному вопросу.
"Не слишком ли много ограничений в последнее время?"
Инна Дей из Казани на свой страничке в Facebook подняла животрепещущую для многих родителей школьников тему: "Можно и нужно ли отнимать мобильные телефоны во время пребывания в учебном заведении и насколько это юридически обоснованно?".
— Уважаемые друзья. Знаю, что среди вас есть юристы. Прошу дать правовую оценку школьному распоряжению в официальном чате класса. Советы по поводу как классно, что у нас в школах их давно отбирают и вам так и надо, пожалуйста, оставьте при себе, — пишет мама и приводит текст распоряжения, распространяемого через родительские чаты:
"Уважаемые родители, добрый вечер! После проведенного педсовета, в целях большей вовлеченности в учебный процесс и во имя здоровья наших детей, пожалуйста передайте информацию в свои классы: каждый родитель в свободной форме пишет согласие на хранение телефона своего ребенка в личном шкафчике в течение учебного дня. Согласие нужно передать классному руководителю. Пожалуйста, поговорите со своими детьми о необходимости исключить телефон в течение учебы. Спасибо!".
По словам Инны, у нее лично нет ни одной жалобы на сына по поводу несвоевременного использования телефона. При этом он учится в 11-м выпускном классе.
"Желание ограничить в чем-то всех и разом изумляет. Не слишком ли много ограничений в последнее время?", — задается она вопросом.
Многие подписчики поддержали Инну в ее возмущении. Но есть и те, кто придерживается иной точки зрения. В частности, Алсу Гильмутдинова утверждает, что "не пользоваться телефоном в школе — это же понятное вполне требование. Если каждого на уроке просить отключить — 45 минут не хватит". А Лилия Фатхуллина убеждена, что такие действия — пустое сотрясание воздуха, потому что часто учебных пособий не хватает и их приходится закачивать на смартфоны.
"У нас воевали-воевали, ругали-ругали, но все без толку. Как носили, так и носят. Все это движение сошло на нет. Сами ж себе противоречат. Типа, закачивайте учебники в телефон. Нет их в школе, не хватает. Заглохло, в общем", — утверждает она.
Гульнара Чиклина пишет, что ее сын учится в 10-м классе Инженерного лицея, где соблюдают строгую дисциплину.
"Уже 5-й год на уроке никаких телефонов. На входе у охраны шкафчик — у каждого класса своя коробочка. Сдали до уроков, забрали — после. Ни один родитель не возразил. Это дисциплина. Директор лицея поддерживает дисциплину строжайше. Да, дети находят выход, если хотят смс написать маме, папе, но! Это исключение, а не правило. Простите, в театре и на концерте тоже просят выключить телефон и не пользоваться им. Это уважение к учебе, к труду педагога, ко времени ребят, которые на уроке учатся, а не в телефоне висят. Но, у нас, конечно, учебников хватает всем, в классе не больше 15—20 учеников".
"Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого"
За разъяснением обоснований запрета использования мобильных телефонов во время учебы "Реальное время" обратилось в Минобрнауки Татарстана и юридическую фирму "Татюринформ".
В пресс-службе Министерства образования и науки Татарстана корреспонденту издания сообщили, что вопрос использования мобильных телефонов учащимися решается каждым образовательным учреждением самостоятельно — единой республиканской системы в этом вопросе нет. При этом рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями Управления Роспотребндзора о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. В ведомстве, в частности, отметили, что "для образовательных целей мобильные средства связи не используются".
"Наше мнение по данному вопросу сводится к следующему: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. В этом контексте считаем абсолютно законными действия общеобразовательных учреждений по установлению запретов на использование мобильных устройств во время уроков, поскольку такое использование отвлекает иных учеников и учителя", — подчеркнул он.
При этом, по словам юрисконсульта, использование мобильного телефона — вопрос регулирования поведения обучающихся и дисциплины в учебном заведении. "С нашей точки зрения, обучающийся должен понимать, что во время уроков нельзя бегать, прыгать (если, конечно же, это не занятия по физической культуре), кричать. В этом же ряду находится запрет на использование мобильных устройств во время занятий", — убежден он.
Как подчеркнул собеседник, сами учебные заведения также не будут мотивировать обучающихся на использование мобильных устройств, поскольку в 2021 году вступили в силу санитарные правила 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Согласно п. 3.5.3. "для образовательных целей мобильные средства связи не используются. Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается".
Иксанов признал существующую в обсуждаемом вопросе проблему: нередко в школах мобильные телефоны отнимают. "С нашей точки зрения, подобного рода действия являются незаконными и являются нарушением ст. 35 Конституции РФ, регламентирующей вопросы охраны права частной собственности", — подчеркнул он.
По словам эксперта к обучающемуся, нарушившему правила поведения, в том числе, запрет на использование мобильных устройств, должны быть применены педагогические меры воздействия, а также меры дисциплинарного взыскания, вплоть до отчисления из образовательного учреждения (в случае если обучающийся достиг возраста 15 лет, ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). При этом ссылки на "Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях", утв. Роспотребнадзором № МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором № 01-230/13-01 14.08.2019 года в данном случае не уместны. Во-первых, указанный документ носит рекомендательный характер. Во-вторых, цели издания указанных методических рекомендаций — это минимизация вредного воздействия устройств мобильной связи на детей.
Резюмируя, Иксанов делает вывод: рекомендации ведомств — это некое проявление заботы о детях, которое должно восприниматься образовательными учреждениями правильно. Это не означает, что сотрудников общеобразовательных учреждений наделили полномочиями на применение грубой силы, утверждает он. Наоборот, их обязывают рассмотреть вопрос о минимизации использования мобильных устройств связи деликатными способами:
проводить информационно-просветительскую и разъяснительную работу о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе; обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи, и т.п.
"Не доставать телефон из сумки на уроке и выключить звук должно стать нормой"
"Учителям очень сложно конкурировать с интернетом, соцсетями и играми, в которых часто на уроках проводят время дети", — убеждена она.
По словам собеседницы, родители по логике должны быть главными инициаторами запрета телефона на уроках. "Конечно, родители каждой школы имеют право решать телефонный вопрос. Лично я как мама четверых детей прошу их не пользоваться телефоном на уроке", — говорит она.
При этом Волынец признает: сложно представить, как технически будет организован процесс сдачи мобильных на входе в школу. "А вот не доставать телефон из сумки на уроке и выключить звук должно стать нормой", — убеждена она.
"Учеников самих посадили на эту иглу"
Олег Корякин, корреспондент "Российской газеты" в Казани — отец четверых детей, двое из которых — школьники, учащиеся 3-го и 4-го классов лицея №116.
"В нашем лицее брать в школу мобильнике можно. Но их собирают до начала уроков и возвращают после окончания уроков в продленке, — рассказал собеседник. — По сути, мобильные телефоны нам и нужны только для связи с детьми, чтобы спросить как дела и сообщить, что мы за ними едем. Так что все организовано правильно — никаких претензий и поводов для конфликтов у родителей нет. Самое главное — чтобы с ребенком была связь после занятий".
По мнению многодетного отца, мобильные телефоны не нужны во время уроков — они будут только отвлекать с учетом зависимости нынешних детей от телефонов. Причем это правило должно распространяться на всех школьников, вне зависимости от класса обучения. "Чем старше дети — тем сильнее они могут злоупотреблять телефонами. Так что считаю совершенно нормальным, если такая практика будет действовать до конца школы. Не исключаю, что сами дети, в силу подросткового возраста, могут возмущаться по этому поводу. Но кроме как для шпаргалок или отвлечения от основного урока мобильным пользоваться на уроке вряд ли возможно", — отметил Корякин.
Еще одна мама, дочь которой учится в Лицее Лобачевского КФУ, на условиях анонимности поделилась, как решили телефонный вопрос в их учебном заведении. Буквально на днях в родительском чате распространили следующую информацию: "Администрация лицея просит родителей написать собственноручно и передать классному руководителю следующее согласие: Я, ФИО, являясь законным представителем своего сына (дочери) ФИО ребенка, класс, несу ответственность за использование им мобильного телефона в лицее. Мой сын/дочь обязуется оставлять свой мобильный телефон в специальном боксе в классе на время урока без предупреждения учителя".
Несмотря на всю строгость учебного процесса, организованного в Лицее Лобачевского, до недавнего времени детям было разрешено пользоваться мобильными телефонами, утверждает собеседница. "А они же дети. Раньше, в своих школах, они сидели учились, зубрили. А когда пришли в 6-й класс лицея, они буквально вырвались на свободу. Было просто до дури — дети играли на телефонах не только на переменах, но и во время уроков под столом. Ну и плюс ко всему гуглили ответы на вопросы", — говорит она. И если в предыдущих школах с ребенком можно было договориться на кнопочный телефон или вообще на его отсутствие, то в лицее сам учебный процесс требует наличие смартфона.
"Телефон — это наш враг. Но без него — тоже никак. Раньше я возмущалась, почему в школе разрешают телефон. Вот сейчас приняли это решение о запрете использования во время учебной деятельности", — говорит собеседница. Однако, по ее мнению, не учтено множество вопросов. Во-первых, возникает проблема сохранности гаджета в ящике на входе. Во-вторых, большая часть детей оплачивают обеды банковской картой, привязанной к телефону и т. д. В итоге родители и администрация учебного заведения пришли к консенсусу — дети при входе в класс оставляют телефоны в специальном контейнере и забирают после звонка. Однако это не решает вопрос проведения времени на переменах. Кроме того, некоторые находчивые учащиеся носят два телефона и лишь один из них оставляют в контейнере.
"В глубине души все против мобильных в школах. Но технически осуществить этот запрет очень сложно с учетом организации питания, домашки, наличия электронного дневника, чата с учителями. Учеников самих посадили на эту иглу", — резюмирует она.
"Мы играем с ними в эти игры"
"В 15:15 — пожалуйста, пользуйтесь все. Если хотите позвонить в учебное время — выходите во двор и тоже пользуйтесь. Мы играем с ними в эти игры. Вторая возможность — попросить у учителя позвонить или посмотреть в телефоне нужную книжку. Любой учитель всегда разрешит и скажет — вот тебе 10 минут, пожалуйста, пользуйся, — рассказал Шмаков. — То есть у нас действует не разрешительный, а заявительный порядок. Школьник сообщает, что ему очень надо воспользоваться телефоном". Если же возникают спорные моменты, они решаются на еженедельных линейках совместно учительским составом и учащимися.
По словам Шмакова, телефон — это наркотик сродни сигаретам, алкоголю, кофе и т. д. "Надо понимать, что наркотик — это плохо. К нему привыкаешь, а отвыкнуть очень сложно. У нас есть несколько учеников-телефонных наркоманов. Им очень сложно оторваться от телефона. Но очень важно с ними договариваться. Даже в хороших школах всюду принята административно-командная система, где учитель в положении сверху. Мы принципиально в другом положении — разговариваем и обсуждаем с детьми вместе. У нас даже есть помещение в школе, куда взрослым не разрешено заходить. При этом я знаю, что иногда они сидят там в телефонах. И это предмет для разговора и договоров. Мы с ними по-честному разговариваем, — утверждает директор "СОлНЦа". — И даже интеллектуальная увлеченность не отменяет того, что дети — это дети. Но при этом детей нельзя унижать. Пользование телефоном — это не мат. Это не что-то неприличное. Телефон им нужен, и с ними нужно договариваться о правилах его использования".
Если ребенок с упоением играет в телефон — а это всегда видно, собеседник просит учащегося отдать ему телефон. "Именно прошу, а не заставляю. Он может позвонить родителям и сказать, что не хочет отдавать мне телефон. Но ему проще отдать мне телефон, чем звонить по этому поводу родителям", — говорит Шмаков.
"Иногда на уроках без смартфонов — никуда"
"У нас нет в достаточном количестве задачников, учебников, которые нужны нам. Да и то, что присылают в библиотеки, зачастую никому не нужно и никуда не годится, — говорит педагог. — Так что иногда на уроках без смартфонов — никуда, мы просто не можем без них обойтись. Задачники у нас такие, каких в библиотеке нет. И в "Кванте" дети обходятся без телефонов — там связи нет, да им и некогда". По словам собеседницы, на ее уроках математики дети только математикой и занимаются и не отвлекаются на смартфоны не по учебным нуждам.
Когда же речь идет об учащихся младших классов — могут действовать другие правила, считает Сочнева. По словам педагога, ее правнук учится в школе в Дербышках и прекрасно обходится без телефона в школе и даже без телевизора дома. "Я иногда удивляюсь: люди едут в транспорте, сунут ребенку в коляске смартфон, и он смотрит мультфильмы. Некоторые, чтобы отвязаться от ребенка, сунут ему телефон и он делает, что хочет", — возмущается она.