От Родины-матери до матери-героини. Четыре истории Музея Победы
В годы Великой Отечественной войны советским мамам пришлось в одиночку поднимать маленьких детей, ждать с фронта взрослых сыновей, каждый день волноваться и надеяться на их возвращение. Мысль о матери, которая любит и ждет, согревала каждого солдата. Среди предметов, хранящихся в Музее Победы, особое место занимают те, что связаны с темой материнства. Четыре из них — в материале mos.ru.
Родина-мать
«Родина-мать зовет!», самый массовый агитационный плакат Великой Отечественной войны, появившийся в самом ее начале, был выпущен многомиллионными тиражами. Экземпляры плаката хранятся в нескольких российских музеях, в том числе и в Музее Победы.
Незабываемый образ создал художник Ираклий Тоидзе. Точнее, взял его из жизни — образ Родины-матери он срисовал со своей жены Тамары. На плакате она запечатлена в минуту, когда вбежала в его мастерскую утром 22 июня, узнав страшную весть. Указывая рукой на радиоприемник, она произнесла всего одно слово: «Война».
Выражение ее лица поразило мужа: в нем было благородство, гнев, тревога. Ираклий Моисеевич попросил супругу замереть и тут же начал набрасывать эскиз. Правда, от модели в конечном портрете остались лишь жест и горящие глаза — художник решил сделать женщину на плакате старше, чтобы солдаты могли увидеть в ней маму.
Точная дата создания плаката остается неизвестной. Согласно одной из версий, Ираклий Тоидзе закончил его в конце июня 1941 года.
Ульяна Жабская
Картины серии «Дети войны» занимают особое место в творчестве советского и российского художника Алексея Жабского (1933–2008). В основе полотен, герои которых полупрозрачные от недоедания мать и дети, — история семьи живописца.
Жабский родился в деревне Александровке Каргатского района Новосибирской области. Он стал вторым из шести детей Александра Архиповича (необычная для Сибири фамилия досталась ему от предков — сосланных в Сибирь поляков) и Ульяны Гавриловны. Отец умер, когда дети были еще совсем маленькими. Мать, которой не и исполнилось и тридцати лет, осталась с ними одна. Алексей Александрович рассказывал, что она охотно и много занималась с детьми, читала и пела им, при этом выполняя всю тяжелую домашнюю работу.
Перед самой войной семья переехала в город Киселевск (юг Кемеровской области), где поселилась в маленькой землянке. Позже истории из жизни Жабских в эти страшные годы стали сюжетами картин: вот мать принесла домой буханку хлеба и все смотрят на нее, не решаясь протянуть руку; вот она с лучиной в руках стоит у стола, вокруг которого все собрались к ужину; а вот мама с младшими стоит у забора, вероятно, проводив старших в школу.
Февронья Малгина
Бронзовая скульптура советского и российского скульптора-монументалиста Петра Захарова (1933–2017) посвящена матери-героине Февронье Николаевне Малгиной. Ее называли святой матерью Победы. Простая женщина из Якутии, все сыновья которой пали смертью храбрых, стала символом материнской любви.
Вся жизнь Малгиной была чередой тяжелых испытаний. У Февроньи Николаевны и ее мужа Егора Петровича родилось 20 детей, из которых 13 не дожили до взрослого возраста. Потом женщина лишилась мужа — он трагически погиб. А потом одно за другим начали приходить извещения о сыновьях. Старший погиб на советско-финской войне, четверо других — на Великой Отечественной. Лишь в 1969 году мать смогла посетить места, где сражались и погибли ее дети, — в Старой Руссе, Новгороде, у озера Ильмень, в Ленинграде.
Февронья Николаевна ушла из жизни в 1978 году, прожив 90 лет. Рядом с ее могилой установлены пять плит с именами сыновей — Алексея I, Петра, Алексея II, Спиридона и Василия.
Евдокия Лысенко
Этот нагрудный знак, переданный в фонды музея жителем села Богодуховка Черкасской области, хранит в себе историю еще одной матери. Ее портрет изображен на лицевой стороне знака.
Евдокия Даниловна Лысенко, жительница села Бровахи, овдовела в 1933 году. Она одна вырастила 15 детей: пять дочерей и 10 сыновей. Все сыновья ушли на фронт, и чудом все 10 остались живы. Счастливая мать дождалась домой всех: кто-то вернулся контуженым, кто-то — без ноги, кто-то — раненым. Звание матери-героини Евдокии Лысенко присвоили в ноябре 1946-го. В 1967 году она ушла из жизни, спокойно прожив более двух десятков лет после возвращения сыновей.
Бронзовую фигуру Евдокии Даниловны в ее родном селе установили в 1984 году. В том же году администрация Черкасской области Украинской ССР ввела знак «Матерям и вдовам за мужество, терпение и героический труд» с ее профилем.