Войти в почту

Спектакль о том, что каждому – свое

В случае со спектаклем "Я танцую как дебил" у меня нарушилась логика работы культурного обозревателя. Ни на премьере постановки, которая состоялась в середине октября 2021 года, ни на показе в рамках VI Международного фестиваля спектаклей о любви "Свидания на Театральной" побывать не удалось. Не хватало мест!.. Положа руку на сердце, в региональных театрах такое чаще происходит, когда на гастроли приезжают известные столичные или зарубежные коллективы. Когда спектакль "родного" театра производит такой ажиотаж, это само по себе становится качественной характеристикой художественного произведения. Таким образом, прежде собственного знакомства с постановкой мне довелось узнать о ней из отзывов компетентных лиц. Очень положительно о премьере написала постоянный зритель Рязанского театра драмы Анастасия Беликова. Больших похвал удостоился спектакль от председателя жюри фестиваля "Свидания на Театральной" Алексея Пасуева. Когда я попросила (в последний день смотра) назвать спектакли, безусловно ставшие событиями фестиваля, Пасуев начал перечисление с "Я танцую как дебил". - Очень интересный спектакль Рязанского театра драмы, который, как я понял, попал в программу фестиваля не сразу, а потому, что кто-то отменился, – спектакль Арсения Кудри "Я танцую как дебил" по пьесе Игоря Витренко, - сказал Алексей Сергеевич. – Интересно, что взят материал рязанский – автор и режиссер из Рязани, рязанская команда инсценировала рязанский материал. Но это еще и актуальный спектакль. Это пьеса, написанная современным языком о современном человеке, о его проблемах, внутренних противоречиях. Она апеллирует к молодежи. Мы видим в зале большое количество подростков и юношества, которые пришли потому, что этот язык им ближе и понятнее. Они, может, и не думали, что театр может так с ними разговаривать, такие слова употреблять и такие темы затрагивать. А теперь оказывается, что все возможно. Кроме того, он прекрасно сыгран всей актерской командой и замечательно придуман художником во всех деталях – в оформлении, в костюмах, все это перекликается, найдено гармоничное общее визуальное решение. И отдельные актерские работы сыграны, на мой взгляд, на высоком уровне . Эксперт тоже отметил зрительский наплыв на показы этого спектакля. Правда, надо учесть, что "Я танцую как дебил" – постановка камерная, играется на малой сцене или в "близком кругу" зрителей, которых рассаживают прямо на подмостки, рядом с актерами. Но, думается, не в том секрет. Фестиваль кончился, показы продолжаются с тем же ажиотажным спросом, и мне чудом удалось попасть на одно из представлений. Первое, что хочется сделать после просмотра – слегка поспорить с Алексеем Пасуевым. Он сделал особый акцент на том, что рязанский театр взял для постановки рязанский материал. С одной стороны, этот факт нельзя не отметить; с другой – из него можно сделать неправильные выводы, вроде того, что спектакль уникально рязанский, "местоведческий" или основанный на каких-то специфических особенностях жизни в конкретном городе. Тогда как пьеса "Я танцую как дебил" намного шире. Она написана не о городе и даже не о стране, а о проблемах современных отцов и детей, и может быть понята и принята в любом уголке земного шара. Даже в столицах. Хотя в репликах героев звучит противопоставление "продвинутого" Питера, где все танцуют в барах, ретроградной провинции, где раскрепощенность на людях служит признаком того, что вынесено в заглавие. Молодежный танец Анатолия Сергеевича как символ конфликта можно заменить на что-то более гламурное. Но подлинный движущий мотив пьесы – соперничество отца и сына, и внимание девушки – только повод; на деле, это вопрос личностной реализации. Недаром автор Игорь Витренко в интервью , которое мы сделали с ним минувшей весной, упомянул, что в это же время пьеса готовится к постановке в Челябинском Молодежном театре и в Национальном театре Карелии. Она не "рязанская", а универсальная. На мой взгляд, это не недостаток, а достоинство. Алексей Пасуев абсолютно прав в том, что пьеса апеллирует к молодежи. Она хочет донести до них ту простую мысль, что ни в сорок, ни в шестьдесят лет жизнь не кончается, и такое же "право на самоопределение", как экспрессивный юнец Дима, имеют и его отец Толик со смешным хобби – мастерить машинки из пенопласта, и даже дедушка. Хотя, казалось бы, все, что он делает в пьесе – бурчит. Как-то "по касательной" проходит, что дед еще и готовит еду на всю семью и единственный поддерживает в порядке дом в деревне… Но внимательный глаз замечает эти детали. На таких людях, как дед, мир держится, пока считающие себя более умными и одухотворенными младшие поколения разбираются со своими рефлексиями. Отчетливый "рязанский акцент" придает постановке визуальный ряд, вообще имеющий для этого действа огромное значение. Небольшое пространство сцены зрительно расширяется за счет видеотрансляций городских локаций – заведение, в пьесе обозначенное просто "ТЦ", в видеоряде становится торговым центром "Малина", места прогулок героев соотносятся с рязанским кремлем и т.д. Это особенность спектакля Рязанского театра драмы, в принципе, эстетически удавшаяся и ставшая изюминкой проекта. Хорошо работает и постоянная видеосъемка в процессе игры – ведущий ее человек и зрители, попадающие вместе с актерами в кадр, символизируют и нагнетают то самое, что Януш Леон Вишневский называл "одиночеством в толпе". Но драматург в "послесловии" к пьесе разрешил будущим ее постановщикам менять "актуальную ткань текста". Возможно, в других театрах обойдутся без видеоряда, не станут "привязывать" спектакль к реалиям своих городов и сосредоточатся на общей типичности психологической драмы. Все будут правы. Потому что "Я танцую как дебил" – пьеса и спектакль о том, что каждому свое. В истории этой фразе, невинной на первый взгляд, бывало, придавали зловещее значение. Я подразумеваю самый простой смысл. Каждому дается свое – место в жизни, предназначение, счастье, круг близких понимающих людей… Важно только понять, что из всего этого – твое, а что – чужое и даже враждебное. В рязанской инсценировке все закончилось хорошо, о чем нам также сообщили посредством множества "фотографий из Инстаграма" на видеоэкранах, с которыми зрители за время спектакля уже сроднились. Каждый лирический герой нашел свою половинку. Однако допускаю, что какой-то постановщик может увести пьесу в сторону от хэппи-энда – каждому свое… Актерские работы в спектакле действительно выразительны. "Дебил…" идет в двух актерских составах: главные герои меняются, действующие лица второго плана остаются теми же (кстати, актрисы Полина Бабаева и Анастасия Дягилева получили дипломы фестиваля за лучшие женские роли). Судя по реакции публики, представление одинаково хорошо удается и тому, и другому составу. Не будучи театральным критиком, не считаю себя вправе оценивать режиссерские приемы и актерские находки. С "литературных" позиций мне показался все-таки недостаточно современным язык пьесы на молодежном уровне – диалоги кажутся более сконструированными, чем "подслушанными" у реальных носителей молодежного сленга. И слегка удивляет яркая представительница "офисного планктона", которую зовут Валя. Сейчас мода вернулась к старинным именам, и куда чаще можно встретить Анфису или Дарью (главная героиня Ксюша тоже в тренде) – а вот имя Гризодубовой и Терешковой вышло из употребления у женщин еще в позднем СССР. Считайте, что придираюсь. Это детали. Чрезвычайно важно, что спектакль не распадается на детали и эпизоды, а проходит на одном дыхании и оставляет целостное впечатление. Он длится час сорок минут, а ты времени не замечаешь. Вот что значит единство формы и содержания! Я это действо восприняла так. Каждому свое.

Спектакль о том, что каждому – свое
© Ревизор.ru