«Тренажёры» для мозга: как на Урале с помощью нейротехнологий и искусства помогают пациентам

В Свердловской области по данным на 2020 год более 55 тысяч человек страдают от заболеваний нервной системы. В регионе лечением пациентов по направлениям «неврология» и «психиатрия» занимаются четыре государственных медицинских учреждения и несколько частных. При этом медики применяют как медикаментозное, так и немедикаментозное лечение. Последнее практикуется с привлечением специальных «тренажёров» – когнитивных технологий. Благодаря новым методикам специалисты не только корректируют различные неврологические нарушения, но и качественно меняют жизнь взрослых и детей.

Одним из мест в Свердловской области, где с помощью нейротехнологий и искусства помогают пациентам, является Центр когнитивных технологий в клинике «УГМК-Здоровье». Медицинское учреждение было открыто в 2015 году и на сегодняшний день собрало все современные методики, которые участвуют в когнитивном направлении. Там работают все необходимые для когнитивной реабилитации специалисты и нейротренажёры. Например, там используют разные компьютерные диагностики, с помощью которых врачи определяют, на каком этапе происходит провисание ребёнка в определённых навыках. С помощью новых технологий медики могут выяснить у пациентов шкалу тревоги, уровень письма, чтения и внимания.

«Когда пациент приходит к нам в центр, он первично попадает на осмотр к врачу-неврологу (психиатру). Если речь идёт о ребёнке, то специалист выслушивает родителей, которые определяют круг беспокоящих вопросов. После этого врач проводит осмотр и расспрашивает об особенностях развития юного пациента. Сопоставляя все данные, невролог ищет видимые причины, которые могут служить истоком жалоб родителей. Например, у ребёнка может быть проблема с вестибулярным аппаратом, у него не получается сидеть ровно за партой, или проблема с моторикой, он не может быстро писать. Тогда невролог определяет, к какому специалисту направить ребёнка для коррекции и какие нейротренажёры подойдут. Тренажёры помогают усиливать определённые функции мозга. Например, есть нейротренажёры, улучшающие слуховое, зрительное восприятие, равновесие, чувство ритма», – рассказала корреспондентам ИА «Уральский меридиан» врач-невролог, руководитель Центра когнитивных технологий Елена Шаронова.

Несмотря на небольшое время работы, у медучреждения уже накоплен опыт работы с детьми и взрослыми. Так, недавно в Центр обратилась медицинская семья. Родители пришли с актуальной для многих проблемой – из-за неусидчивости и плохого поведения ребёнка администрация школы просит перевести его в другое образовательное учреждение. Специалисты Центра когнитивных технологий полностью обследовали юного пациента и назначили для реабилитации нейропсихолога. Он проводил занятия со школьником 2 раза в неделю.

«Ребёнок ходил на нейрогимнастику, интерактивный метроном и биоакустическую коррекцию. Реабилитация заняла 3 месяца. Результаты очень порадовали родителей. Учителя заметили, что ребёнок стал более сдержанным, сосредоточенным и усидчивым. Также было отмечено, что ученик стал проявлять самостоятельность. У него изменилась речевая коммуникация – фразы стали более развёрнутыми. Ему стало легче объяснять своё состояние словами, а не действиями», – пояснила Елена Шаронова.

На сегодняшний день в Центр чаще всего приходят дети с нарушением развития речи и с расстройством аутистического спектра. Для помощи данной категории детей собрано все: работает служба раннего вмешательства, Денверская модель раннего вмешательства, вирификация аутизма АДОС 2, работают специалиста по АВА терапии, специалисты сенсорной интеграции. Кроме того, к работе подключаются и более творческие методики – арт-терапия и музыкотерапия.

«Арт-терапия – это направление в психологии, основанное на творческой деятельности. В её основе лежит применение изобразительного искусства. Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать, им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе, особенно это касается детей», – рассказала арт-терапевт Полина Буторина.

В Центре когнитивных технологий используются такие направления арт-терапии как ткачество, интуитивная живопись, песочная терапия и сказкотерапия. Эти виды оказывают влияние на эмоциональную сферу жизни человека. Творческий процесс гармонизирует работу мозга в целом, способствует снижению тревожности и стресса. С помощью арт-терапии возможно улучшить отношения с людьми и скорректировать навыки общения. Это происходит за счет того, что во время работы можно научится лучше выражать и понимать свои эмоции.

«В качестве примера терапии рассмотрим ткачество. Во время работы ребёнок или взрослый полностью погружается в увлекательный процесс создания гобелена. Различные фактуры материалов, способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение», – привела пример эксперт.

Арт-терапия подходит для работы с людьми самого разного возраста и с самыми разными неврологическими нарушениями. Однако чаще всего она показана пациентам с такими симптомами как стресс, неумение контролировать эмоции, депрессия, апатия, отсутствие интереса к жизни, психологические травмы, страхи, повышенная тревожность. В процессе работы со взрослым или подростком подключается беседа и анализ. Например, обсуждаются образы, которые приходят во время работы над картиной. При работе с детьми акцент смещается на сам процесс. Отчасти занятие может проходить в игровой форме.

Еще одним редким, но очень востребованным направлением в Центре когнитивных технологий является музыкотерапия. Это целенаправленное воздействие на психику человека с помощью музыки и музыкальных элементов. Цель – улучшить или изменить какое-либо психологическое состояние.

«Музыкотерапия эффективна при трудностях развития, психотравмах, неврозах. Она может использоваться даже для беременных женщин, чтобы подготовить их к родам. Музыкальную терапию можно применять и во время самих родов, но пока у нас не было такой практики. Я бы очень хотела, чтобы в скором времени это использовалось и там. На сегодняшний день нет таких диагнозов, при которых музыкотерапия была бы противопоказана. С детьми она проходит через игру, а со взрослыми это в основном ассоциативный процесс, аналитическая психотерапия. Музыка в последних случаях используется как мостик в бессознательное, где находятся определённые смыслы, а иногда даже травмы человека», – рассказала корреспондентам психолог, музыкотерапевт Александра Шарапова.

Для работы с пациентами специалист использует самые разные инструменты – как народные, так и академические. Есть и редкие, например, настоящий маршевый барабан, который применяется на военных парадах, и оркестровая тарелка. По словам Александры, выбор инструмента зависит не от диагноза, а от личных предпочтений пациента.

«Например, детям с расстройством аутистического спектра порой трудно осознать свои потребности. Нужно пройти целый квест, чтобы понять, что именно нравится такому особенному ребёнку. Чаще всего приходится пробовать разные инструменты. Один мой юный пациент научился различать музыку на слух и говорить, что ему нравится. Для него и для меня такой итог является очень большим достижением. Вообще отдельные инструменты – это частная история. Для совместного музицирования мы используем фортепиано, играем в четыре руки. Один человек начинает, второй продолжает. Это словно беседа или путешествие. Если сначала некоторые дети не подпускают меня к своему миру и своим переживаниям, то потом начинают прислушиваться. Тогда получается совместная мелодия. Это настоящее чудо».

После прохождения музыкотерапии многие дети начинают больше общаться, более спокойно и позитивно реагировать на изменения в их жизни. Эксперт уверят, что такой эффект достигается благодаря тому, что в процессе складывается своеобразный творческий диалог двух людей, двух разных миров.

«Во время игры на инструменте мы импровизируем – ребёнок что-то играет, а я думаю, как это во мне откликается, что я хочу сыграть тоже. Таким образом мы коммуницируем, только не с помощью слов, а с помощью музыкального языка. Музыка – это язык сердца, это самый близкий контакт. У меня был один очень интересный мальчик, у него был тяжёлый аутизм, он любил играть со мной на фортепьяно. Мальчик слушал, как я играю, и тоже нажимал на клавиши. Один раз мы начали играть вместе, у нас тогда получилось нечто минорное. Я смотрю на него, а в его глазах – слёзы. Я была в изумлении, насколько он всё тонко чувствует. Он проживал тот момент вместе со мной», – отметила музыкотерапевт.

Фото: Лидия Аникина © ИА “Уральский меридиан”

Мелодия используется для помощи не только юным, но и взрослым пациентам. Для тех людей, кто боится идти к психологу и рассказать о травмах, но всегда хотел научиться петь, в Центре практикуется вокалотерапия. Это направление способствует открытию уникального тембра, освобождению внутреннего напряжения, исчезновению мышечных блоков. Во время терапии Александра работает с голосом пациента и одновременно проговаривает с ним волнующую ситуацию из жизни.

«Вокалотерапия – это про уверенность, про то, как сказать миру «Я здесь!». Задача – сделать так, чтобы твой голос освободился», – подытожила психолог.

Возникновение в медицине когнитивных технологий позволило мягко и трепетно подходить к процессу реабилитации людей с неврологическими проблемами. Несмотря на то, что в серьёзных случаях нейротехнологии эффективны лишь вместе с медикаментозным лечением, специальные «тренажёры» доказывают родным и близким пациентов – бороться с нарушениями нервной системы можно с помощью рисования, пения и улыбок.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»