Библиотеке Культурного центра ЗИЛ — 100 лет: как она менялась с 1921 года
В этом году библиотека, разместившаяся в одном из ключевых конструктивистских зданий Москвы — Культурном центре ЗИЛ, отмечает свое 100-летие. За это время она прошла огромный путь, во много раз увеличив свой книжный фонд и привлекая посетителей не только чтением. Рассказываем об истории библиотеки и ее сегодняшней жизни.
Как все начиналось
В начале 1920-х многие рабочие Автомобильного московского общества (АМО), впоследствии ставшего заводом имени И.А. Лихачева, были членами районного клуба «Пролетарская кузница». Там можно было провести свободное время интересно и с пользой. У клуба был свой стадион, театр, а также разнообразные кружки: шахматный, кройки и шитья, хоровой, фотографического и изобразительного искусства и другие.
Постоянно растущей популярностью пользовалась читальня клуба. В стране в это время проводилась государственная программа ликвидации безграмотности, или, как тогда говорили, ликбез. Надежда Крупская, главный идеолог советского образования, писала в одной из своих работ:
«Стройка новых фабрик и заводов, быстрое создание колхозов и совхозов, успехи ликвидации безграмотности, рост развития городских и деревенских масс повысили до чрезвычайности тягу к знаниям. В библиотеки хлынула масса читателей, а книг нет, сеть библиотек ничтожна. Вопрос о возможно скорейшем развитии библиотечного дела стал сейчас во весь рост».
Рабочие АМО, состоявшие в «Пролетарской кузнице», стали инициаторами создания передвижной библиотеки клуба в стенах родного завода. Она открылась 29 октября 1921 года в столовой одного из цехов и сразу же обзавелась примерно тремя сотнями читателей. Их число быстро росло, постепенно о библиотеке заговорили в городе. В 1928-м ее высоко оценил побывавший там писатель Максим Горький.
Количество книг в фондах увеличивалось благодаря научной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, которая в 1934 году взяла над читальней шефство. Сотрудники МГУ помогли организовать межбиблиотечный абонемент, вечернюю школу для рабочих и филиалы. К началу 1940-х фонд библиотеки насчитывал больше 105 тысяч изданий, а 10 ее филиалов в городе посещали свыше 26 тысяч человек.
Во время Великой Отечественной войны заводская библиотека продолжала работу. Люди шли сюда не только за книгами: сотрудники читальни ежедневно вывешивали сводки с фронтов. А чтобы поднять дух читателей и отвлечь их от тяжелых мыслей, здесь устраивали литературные выставки.
Новый дом
Дворец культуры Пролетарского района, который позже стал Дворцом культуры ЗИЛа, был построен в 1931 году по проекту архитекторов-конструктивистов — братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных. После переезда туда библиотеки он стал одним из центров притяжения района. На заводе остался небольшой филиал читальни.
Библиотека приобрела большую известность не только в Москве, но и в стране. Она стала филиалом Государственной библиотеки имени В.И. Ленина; последняя передала туда часть своих книг. Этот факт можно назвать прототипом создания сегодняшней городской библиотечной сети, считает Мария Рогачева, нынешний генеральный директор Культурного центра ЗИЛ.
В 1950-х годах открылось отделение для детей, а вслед — его представительства в оздоровительных лагерях завода. Для самых юных читателей проводили недели детской книги, тематические выставки, для взрослых — месячники и декады литературы, литературные среды, на которые приходили именитые писатели и поэты. С посетителями библиотеки встречались Константин Симонов, Сергей Михалков, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и многие другие. Последний, кстати, часто приезжал в библиотеку и в последующие десятилетия.
Количество филиалов в 1960-х годах увеличилось с 10 до 39. К ним имели доступ жильцы общежитий завода, рабочие цехов. Фонд читальни также продолжал расти, свой вклад делали и завсегдатаи библиотеки. В нем насчитывалось уже примерно 700 тысяч изданий. Центральный абонемент в ЗИЛе занимался их учетом, комплектованием, распределением книг по филиалам, консультациями по всем текущим вопросам, повышением квалификации работников завода и библиотеки.
Конец 1970-х — еще один важный рубеж в жизни библиотеки. Ей присвоили статус Центральной базовой профсоюзной библиотеки, методического центра профсоюзных библиотек Москвы. В это время прибавилось еще шесть филиалов и около 300 тысяч книг. В 1990-х в ее состав входило 49 филиалов.
Не просто библиотека
В 2012 году, когда Дворец культуры, переставший относиться к заводу имени И.А. Лихачева, превратился в Культурный центр ЗИЛ, в библиотеке тоже произошли изменения. Первым делом списали ветхие книги, сделали перестановку, создали электронный каталог и стойки самообслуживания.
«Вместе с развитием культурного центра расширились и функции читальни. Постепенно она стала превращаться в современное культурное пространство. Для посетителей организовали курсы компьютерной и юридической грамотности, языковые разговорные клубы, занятия по искусству, как и во многих других городских библиотеках. В гости в библиотеку приходят известные писатели, которые обязательно — по сложившейся доброй традиции — оставляют на память книги со своими автографами», — рассказывает генеральный директор Московской дирекции по развитию культурных центров Тимур Вахитов.
Сегодня в библиотеке больше пяти тысяч постоянных посетителей. Для детей проводят занятия по чтению и английскому языку, творческие мастер-классы и спектакли. В детском отделе сейчас насчитывается более шести тысяч изданий — среди них есть и учебные, и художественные книги. Для взрослых посетителей обустроена зона коворкинга, также они могут поиграть в настольные игры, посетить концерты и лекции.
Старинные страницы
Еще одна важная составляющая библиотеки — фонд редкой книги, в котором около 800 экземпляров. Самое раннее издание датировано 1850 годом, это «Поэтика» Аристотеля. Также здесь много книг, выпущенных в 1930–1940-х годах, — это и художественная, и научная литература. Сейчас многие из них можно найти только здесь.
Специально к 100-летию библиотеки перед входом развернули выставку редкой книги: на нескольких витринах под стеклом располагаются самые красочные издания. Здесь есть «Вишневый сад» Чехова 1919 года с иллюстрациями знаменитого гравера Владимира Фаворского, первое издание «Мертвых душ» Гоголя и многое другое. Настоящий шедевр — издание 1871 года, посвященное театральным костюмам XVIII века. Очень хорошо сохранилась сафьяновая обложка с золотым тиснением. Все иллюстрации вручную раскрашены акварелью.
Многие из редких книг оказались здесь еще тогда, когда библиотека была филиалом Ленинки — они приехали сюда из ее фондов. Сегодня эти книги хранятся в отдельной комнате. Работа по описи еще продолжается, помещение пока открыто только для сотрудников. Но в будущем сюда планируют приглашать и посетителей.
Школа писателей и занятия астрономией
В ближайших планах также несколько новых проектов. Одним из них станет школа писательского мастерства для всех желающих. Подробно о ней расскажут во время празднования юбилея в библиотеке. Кроме того, в программе — выступления писателей Дениса Драгунского, Дмитрия Захарова и Юрия Буйды, музыкальный перформанс «Современный танец» и многое другое. Есть планы по возрождению в библиотеке популярные когда-то литературные среды с участием известных культурных деятелей, а также создать собственный сувенирно-книжный магазин.
Еще одно направление, которое планируют развивать в ближайшем будущем, — астрономическое. В Культурном центре ЗИЛ имеется своя обсерватория с уникальным телескопом XIX века, изготовленным известной немецкой фирмой Reinfelder & Hertel. Трехметровый телескоп был куплен Иваном Морозовым, братом предпринимателя и мецената Саввы Морозова, для обсерватории в тверской мануфактуре. Затем телескоп привезли в Москву. Во Дворце культуры ЗИЛа он оказался в 1939 году. Сегодня устройство по-прежнему функционирует.
«В этом году мы стали водить в обсерваторию экскурсии, приглашать гостей на астрономические наблюдения. Сейчас, в силу погодных условий, это невозможно, но обычно у нас достаточно серьезный поток. Позже будем устраивать для всех желающих свидания под куполом. Сейчас занимаемся закупкой мобильного планетария, который позволит развивать это направление», — говорит Мария Рогачева.