Как побороть буллинг в школе: психолог рассказала о способах предотвратить трагедию

Керчь, Казань и Серпухов Все чаще в СМИ появляются новости о совершенных атаках на учебные заведения или же попытках нападения со стороны учеников, в том числе и выпускников. Уже после разбора ситуации выясняется, что зачастую у нападавшего были проблемы с окружением: либо ранее над ними издевались, либо в семье были конфликты. Так, например, председатель СКР Александр Бастрыкин, комментируя причины нападения Владислава Рослякова на Керченский политехнический колледж, рассказал, что над ним издевались. «Его упрекали, над ним издевались: «Почему ты не сдаешь деньги?», – говорил в беседе с «РИА Новости» председатель СКР. Тогда же он призвал задуматься, чтобы не допустить повторения трагедии. Он отметил, что отчасти некоторые находят спасение в интернете, однако, не найдя поддержки в сети, молодежь может выразить социальный протест в массовых расстрелах. Как показала практика, проблема остается нерешенной. Массовое убийство произошло 11 мая этого года в Казани: стрелок – ученик гимназии, в которой он устроил расстрел. 13 декабря взрыв в православной гимназии в Серпухове: по информации МВД, организатор нападения – ее выпускник. Почему происходят нападения? Как показывает практика, нападения совершают ученики, которые сталкивались с непониманием со стороны общества или травлей от сверстников, иначе говоря, буллингом. Он встречается среди детей, начиная с 5 класса, однако чаще всего он проявляется ближе к 7 классу, когда появляются предпосылки к переходному возрасту, рассказывает руководитель школы детской безопасности «Стоп угроза», педагог-психолог Юлия Маслова. По ее словам, буллинг – как заболевание в коллективе, и причины у него всегда разные. «Травле подвергаются ребята, которые отличаются от основной массы. Причем под удар могут попасть не только непопулярные, но и популярные подростки. Обычно, когда начинается процесс травли, есть лидер, разжигающий давление. Также формируется группа, которая его поддерживает», – рассказывает про принцип буллинга психолог. Чтобы проблему решить, надо проработать с классом ситуацию и прямо обозначить последствия буллинга для жертв, а также роль соучастников в процессе. Зачастую после моделирования ситуаций группа поддержки агрессора переходит на другую сторону. Юлия Маслова подчеркивает важность работы с классом, а не отдельными участниками. Проблема остро стоит на Кубани? Статистики по числу детей, которые подвергались травле в школе в Краснодарском крае, в открытом доступе найти не удалось. Тем не менее проблема есть: только школа детской безопасности «Стоп угроза» получает от родителей краснодарских школьников 5–7 обращений в месяц с жалобами, рассказала Юлия Маслова. В целом, констатирует она, проблема общая, и зависимость числа попавших под буллинг с регионом не выявлена. Вместе с этим могли бы быть выявлены новые закономерности, которые позволили психологам улучшить свои программы для профилактики травли. Как остановить травлю? Прежде всего, важно не замалчивать проблему, с ней надо работать, рассказывает психолог. Первыми должны среагировать педагоги, которые видят признаки травли. В последние годы к вопросу стали относиться серьезно, потому число сообщений от учителей увеличивается. «К сожалению, нельзя сказать, что есть таблетка, которую можно принять, и все будет хорошо. Единственное, что мы можем сделать для наших детей на определенных этапах взросления – это сказать о недопустимости ситуации, донести до них мысль, что важно делиться своими переживаниями и проблемами с близкими, родными, с теми, кому доверяешь», – объясняет психолог. Самим детям советуют выработать ответы на действия агрессоров. Зачастую, если не давать ему эмоций, то через какое-то время он потеряет интерес к жертве. Также рекомендуется выработать ответы на неприятные фразы, реакцию на физическую агрессию, но ключевым пунктом остается просьба о помощи у других. «Мы о травле узнаем постфактум. Решить проблему, когда ребенок настроен на кардинальные меры, трудно. Именно поэтому надо вести профилактическую деятельность», – акцентирует собеседник издания. Школьные психологи могут помогать? Винить школьных и детских психологов в увеличивающемся числе скулшутингов или затравленных подростков не стоит, полагает Юлия Маслова. По ее словам, специалисты проводят большую работу, подкованы во многих аспектах и реагируют на современные угрозы. Скорее, корень проблемы надо искать в современных реалиях – во вседоступности информации, в воспитании. Но это не значит, что надо вводить ограничения, уточняет психолог. Важнее работать с подростком и давать ответы на его вопросы, направлять при взрослении. Фото: Евгений Поторочин / ФедералПресс

Как побороть буллинг в школе: психолог рассказала о способах предотвратить трагедию
© РИА "ФедералПресс"