«Дочь пошла в обычную школу и не знала, что якобы какая-то не такая, не чувствовала, что чем-то отличается от других»: история травли, ее преодоления и профилактики

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок чувствовал себя спокойно и комфортно в школе, наладил общение с одноклассниками и не стал жертвой буллинга. Но если у ребенка есть особенности внешности или речи, волнение возрастает в разы, ведь он кажется более уязвимым.Мы поговорили с мамой девочки, которая столкнулась со школьной травлей, об опыте решения этой проблемы, а также узнали у директора благотворительного фонда и педагога-психолога, как можно избежать буллинга и что делать, если он уже начался.Татьяна, 33 года, мама девочки с особенностями речи (по просьбе юной героини ее фотографии мы не публикуем):Мою старшую дочку зовут Женя, ей 11 лет, она учится в пятом классе. У дочки расщелина мягкого и частично твердого неба.В два года врачи делали Жене реконструкцию неба, и либо потому, что это было сделано слишком поздно, либо из-за каких-то физиологических особенностей, мягкое небо стало плохо работать, а в ушах начала накапливаться жидкость, что привело к ухудшению слуха.Врачи подумали, что аденоиды закрывают слуховую трубу и удалили их. Но детям с такой челюстно-лицевой патологией нельзя полностью удалять аденоиды — на небе и так не хватает ткани, а тут ее еще убирают. Операцию Жене делал обычный ЛОР, который не знал этих особенностей. Слух у дочки не улучшился, но она стала гораздо хуже говорить. Мы занимались с логопедами, однако безрезультатно.А потом у меня родился сын с таким же дефектом, мы ездили на операции в Москву, я консультировалась с врачами и решила, что дочке нужно пройти здесь обследование. «Я ругала себя, думала, что это все из-за меня»: монолог матери ребенка с расщелиной губыВыяснилось, что у Жени небно-глоточная недостаточность, год назад ее устранили. Пока речь не улучшилась, к тому же дочка проходит ортодонтическое лечение, ей поставили несъемную пластинку, с которой неудобно разговаривать. Женя неплохо говорит, выговаривает все звуки, но произносит их с назальным оттенком, кажется, что у нее насморк.Дочка посещала обычный детсад, пошла в обычную школу и даже не знала, что якобы какая-то не такая, не чувствовала, что чем-то отличается от других.Я рассказала Жене о дефекте, когда у нее появился брат с расщелиной не только неба, но и губы, — и она, естественно, интересовалась, что это такое.В конце третьего класса Женю начали травить — зажимали нос и передразнивали манеру речи. Сначала она объясняла, что у нее просто такой голос, старалась не разговаривать с одноклассниками, которые ее обижают, или просто не обращать внимание, но травля продолжилась.Женя очень ранимая девочка и принимает близко к сердцу, когда ей указывают на какие-то ее особенности. Причем дочка сказала об этой ситуации не сразу, но ее поведение изменилось — Женя вечно была всем недовольна, ничего не хотела, сидела в своей комнате и ни с кем общалась.Как-то она спросила: «Мама, почему у меня так много недостатков? У меня голос не как у других ребят, я слышу хуже, чем они».Я тогда успокоила ее, что почти у всех есть какие-то особенности, просто они незаметны, и потому ребята о них не говорят.В начале четвертого класса я решила поговорить с дочкой, узнать, почему она так себя ведет, она все выложила как есть. На вопрос, почему не рассказала мне о травле раньше, ответила, что думала, что это несерьезно и все пройдет, но потом поняла, что не справляется.Я позвонила классной руководительнице Жене, объяснила, что дочку дразнят одноклассники, и с этим надо что-то делать. Учительница была очень удивлена, предположила, что ребята делают это на переменах, так как она ничего подобного не замечала, и поблагодарила, что я ей все рассказала.На той же неделе во время классного часа она провела беседу с детьми. Говорила не конкретно о Жене, а просто описала, какие есть особенности внешности, и объяснила, что у всех нас есть что-то такое, за что могут дразнить, но никто этого не делает и нужно быть терпимее и добрее друг к другу.После этого травля прекратилась, а чуть позже мы поехали на реабилитацию в Москву, и Женя оканчивала четвертый класс дистанционно. Ребята очень поддерживали ее — общались с ней в вайбере, чтобы она не чувствовала себя одиноко, потом классная руководительница провела урок изо, где все нарисовали для дочки открытки с пожеланиями выздоровления. Женя была очень удивлена и рада, что одноклассники сделали ей такой сюрприз!Видимо, дети рассказали родителям, что Жени долго нет в школе, потому что в родительском чате начали спрашивать, где Женя, а узнав, что она на реабилитации, спрашивали, нужна ли какая-то помощь.Я рассказала им о том, что Женю дразнили, и многие написали, что обязательно поговорят с детьми, причем даже те, чьи дети и так не обижали дочку.В сентябре Женя перешла в другой класс — с углубленным изучением английского языка. Практически все ребята новые, кроме трех-четырех человек.Дочка носит ортодонтическую пластинку, которая сделана так, что ее железные части обволакивают зубы. Женю начали обзывать «железные зубы». Я вижу, что сейчас дочка не воспринимает это так болезненно, как раньше — она стала более уверенной в себе, не считает зубы каким-то дефектом, так что ее это не очень задевает. Но, конечно, мы разговариваем с Женей, и если я пойму, что происходит что-то не то, буду решать это.Я думаю, чтобы избежать травли в школе, нужно изначально не жалеть детей — из-за этого ребенок чувствует себя нездоровым, не таким, как все. Дети же чувствуют, когда ребенка задевают какие-то слова, и продолжают дразнить, а если ребенок уверен в себе, он знает, что ничем не отличается от других, его не особо ранят насмешки, и ребятам становится неинтересно цепляться к нему. Твое мнение имеет значение: что важно обсудить с подросткомЕсли травля уже началась, нужно идти к классному руководителю, особенно если это начальная школа, так как он постоянно рядом и является авторитетом для детей. В средней школе сложнее, так как учителей много, тут уже больший акцент стоит сделать на разговорах с ребенком, воспитании в нем уверенности в себе.Если классный руководитель не смог помочь, можно обратиться к директору, в крайнем случае выносить проблему на родительские собрания и общаться с родителями тех детей, которые дразнят вашего ребенка.Но все же главное — ваши разговоры с ребенком.Коллектив не будет постоянным, кружки, секции, школы будут меняться, всем не объяснишь, как себя вести. Поэтому стоит воспитывать ребенка так, чтобы он не чувствовал себя каким-то некрасивым и неправильным.Кира Янкелевич, директор благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире»:Наш фонд уже более девяти лет занимается финансовой поддержкой детей с челюстно-лицевыми патологиями. Некоторым детям нужно до шести врачебных вмешательств, чтобы жить качественной жизнью. Но даже эти операции не гарантируют того, что ребенок сможет говорить так же, как и другие дети.К сожалению, не совсем понятная речь часто становится причиной травли, ребенок замыкается, потому что понимает, что каждое его взаимодействие с одноклассниками заканчивается издевательствами или смехом. «Ребенок, рождение которого привело нас в отчаяние, оказался совершенно невероятным»: каким было детство Ника ВуйчичаГлавное, что может помочь не допустить такой ситуации — профессиональная логопедическая реабилитация, которую надо постараться начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок разговаривал так же, как сверстники, влился в коллектив, чувствовал себя уверенно. Большая проблема в том, что в регионах не хватает логопедов, которые специализируются именно на работе с детьми с челюстно-лицевыми дефектами.Не менее важна психологическая поддержка родителей, потому что они являются первыми значимыми взрослым для ребенка.Важно объяснять родителям, что их ребенок такой же, как и другие дети. Да, у него есть какие-то особенности, но это не их вина, и ребенок может жить качественной жизнью. Это в каком-то смысле реабилитация для семьи.Если родитель знает, что все делает правильно, и его ребенок самый лучший, не пестует комплексы, не стыдится ситуации, объясняет ребенку, что у всех есть особенности, и в этом нет ничего страшного, это очень поддерживает ребенка — он знает, что за ним стоят любящие и принимающие люди.Мария Свирская, руководитель программы «Травли.нет», педагог-психолог:Буллинг не появляется из-за того, что у ребенка есть какие-то особенности во внешности или поведенческие особенности, он является маркером, что в группе все идет не так.Если ребенок хоть чем-то отличается от основной тусовки, он становится козлом отпущения, и дети начинает сплачиваться против него. Но есть определенные факторы риска, и особенности внешности наравне с конфессиональной принадлежностью и сексуальной ориентацией входят в топ-три самых распространенных причин травли. «Был бы человек, причина не нужна»: пользователи Твиттера обсудили, за что их травили в школеЕсли у ребенка есть некоторые особенности внешности или речи, и вы переживаете, что это может стать причиной буллинга, перед тем как идти в новый класс, нужно познакомиться с классным руководителем. Из общения с ним уже станет более-менее ясно, какая атмосфера в классе.Учитель может быть заинтересован в делах учеников, рассказывать, на какие они экскурсии ездят, какие выставки и мероприятия посещают, общаются в чате, делают разные проекты. А может говорить совершенно отстраненно — исключительно с позиции успеваемости.Если чувствуется, что учитель вовлечен в жизнь класса, то скорее всего, возможность буллинга в этом коллективе будет намного ниже.В случае, когда класс первый, можно приглядеться к личности будущего классного руководителя. Например, это может быть учитель старой закалки, но при этом он не выгорел, ему интересно с детьми. Стоит проговорить с учителем свои страхи, поделиться переживаниями и посмотреть на его реакцию — насколько ему не все равно.У нас, к сожалению, все еще распространено мнение, что нужно дать сдачи, и все закончится. Но это не работает, и тот ребенок, который первый применил физическую силу, будет виноват. «Мама, накажи его!» Отрывок из книги «Конфликты на детской площадке»Любого ребенка нужно обязательно учить уверенности в себе. Уверенных в себе детей не буллят. Могут попробовать проверить на прочность, но если ребенок знает, что отвечать обидчикам, умеет отстаивать личные границы, говорить нет, если у него хорошее чувство юмора и самоиронии, то от него скоро отстанут, потому что он не будет давать реакции, которой ждут от него агрессоры.Уверенность в себе у ребенка строится на полном принятии со стороны родителей, доверительной связи с ними. Очень классно отдавать ребенка в кружки, чтобы он мог учиться взаимодействию с разными людьми.Чем больше у ребенка будет опыта позитивной коммуникации, тем проще ему будет в школе противостоять кому бы то ни было.Не все дети могут признаться родителям, что над ними издеваются одноклассники, но есть признаки, по которым это можно распознать.Если ребенок не хочет ходить в школу, у него участились психосоматические заболевания, снизилась успеваемость, он приходит домой с испорченными вещами, часто находится в подавленном состоянии, просит больше денег (возможно, у него вымогают деньги), стоит аккуратно узнать, все от в порядке. И если нет, начать действовать: Первое, что нужно сделать — вмешаться.Взять на себя полную ответственность за происходящее и объяснить ребенку, что вы сделаете все, чтобы травля прекратилась. Если ребенку некомфортно и небезопасно находиться в классе, можно на период решения этой проблемы перевести его на домашнее обучение. Пойти к классному руководителю, желательно вооружившись доказательствами и фактами.Нужно четко понимать, что происходит — ребенка бьют, отнимают вещи, портят одежду, распускают сплетни, обзывают или что-то еще, и как долго это продолжается. Если мы говорим о кибербуллинге, лучше сделать скриншоты переписок, оскорбительных комментариев, если об очной травле, доказательствами могут стать испорченные учебники, например или слова одноклассников-приятелей ребенка.Следует общаться с учителем не на эмоциях, а спокойно: «Я узнал что происходит, вижу, как это отражается на ребенке, давайте думать, что делать дальше, чтобы прекратить это как можно скорее». Моего ребенка травят и обижают. Что делать? Дальше за дело берется учитель.Необходимо собрать весь класс и прямо и честно объяснить ситуацию, а также подчеркнуть, что как классный руководитель не допустит буллинга. Обязательно присутствие именно всего класса, а не только жертвы и агрессоров, поскольку разрешение конфликта в маленькой группе не означает, что ситуация не повторится с другими детьми.Выяснять причины травли не имеет смысла, в этом можно закопаться, все будут себя оправдывать. Ни в коем случае не нужно конкретики — имен и прочего, стоит сделать акцент на том, что все, в том числе и он как учитель и взрослый, допустил то, что сейчас происходит в классе.Если классный руководитель игнорирует ваши просьбы разобраться в ситуации, обесценивает проблему или вообще отказывается ее признавать, нужно понять, хотите ли вы, чтобы ребенок оставался в этом коллективе.Можно подумать о переводе в другой класс, обсудив все с директором. А если и директор придерживается той же позиции, что и учитель, тогда стоит задуматься о переводе ребенка на домашнее обучение или в другую школу. По поводу разговора с родителями детей, которые травят вашего ребенка — здесь все очень индивидуально.Есть родители, которые участливо отнесутся к проблеме и будут ее решать, но зачастую родители встанут в агрессивную позицию и будут оправдывать своего ребенка. Если это ваши хорошие приятели и вы знаете, что можете договориться, тогда, конечно, это вариант.Еще почитать по теме:«От травли меня спасла учительница по математике»: история одного буллингаЯ поняла, что моя дочь становится инициатором травли — и вот что я сделалаОпасность в интернете: 7 типов кибербуллинга, о которых нужно знать родителям [data-stk-css="stkJL82O"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-position: 50% 50%; background-repeat: no-repeat; border-radius: 10px; background-size: cover; background-image: url('https://chips-journal.ru/files/setka/2021-07-12/60eeefd331723.jpg') } [data-stk-css="stkFjDYH"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: #f4f6f7; border-radius: 20px } [data-stk-css="stkVJPmq"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { margin-top: 12px; margin-bottom: 7px; margin-right: 27px; margin-left: 27px; color: #c0c0c0 } [data-stk-css="stkwEjZB"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 20px 20px 0 0; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkWn-7K"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stklHKsz"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkkdiM-"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkt_-1P"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkt_-1P"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkkdiM-"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px }

«Дочь пошла в обычную школу и не знала, что якобы какая-то не такая, не чувствовала, что чем-то отличается от других»: история травли, ее преодоления и профилактики
© CHIPS journal