В Москве появится театр имени Бузовой?
Театральный мир в последнее время живет очень насыщенной жизнью: то скандалы, то реформы, то кадровые перестановки. А тут вдруг новый проект родился. У Эдуарда Боякова, который недавно был уволен с поста худрука МХАТ им. Горького. Покинув один театр, он буквально на ровном месте решил создать другой, у которого, собственно, и места как такового не будет...
- Это театр, который имеет свой репертуар, художественную политику, свой стиль, принципы, идеологию, манифест. И не имеет площадки, - заявил Эдуард Владиславович.
Он объяснил концепцию: это будет постоянно гастролирующий проект, который, конечно, «требует огромных сил и вложений», но под него нашлись спонсоры и они уже «дали достаточно денег». Главные идеи и участники также уже определены. Так, свое согласие присоединиться к гастролирующему театру уже дали Дмитрий Певцов и Леонид Якубович. Кроме того, зрители смогут снова насладиться игрой Ольги Бузовой. Постановку с ее участием отторгло новое руководство МХАТ. Ну и пусть! Бояков возьмет звезду к себе:
- Спектакль «Чудесный грузин», в котором Ольга играет небольшую, но яркую и нужную роль, мы рассматриваем, - сообщил новатор. - Мы чувствуем огромный запрос рынка. Я думаю, что она (Бузова) совершенно точно будет с нами, если мы ее позовем.
В соцсетях уже шутят, что проекту вообще надо бы присвоить имя Бузовой. Это будет удачным коммерческим решением. Потому что в такой театр пойдут все: и многочисленные подписчики Ольги, и те, кто хотел бы кинуть в нее помидор.
Кстати, Бояков же подтвердил слухи о том, что МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова, которые до 1987 года и так были одним целым, планируется объединить. Он сообщил, что такая идея действительно обсуждается на самом высоком уровне.
- Разговоры о возможном объединении двух художественных театров ходили давно, - рассказал нам режиссер Андрей Житинкин. - Наверное, с того момента, когда в один театр назначили худруком Константина Хабенского, а в другой поставили директором Владимира Кехмана. И об этих назначениях было объявлено практически одновременно. Понимаете? Там - отличный худрук, тут - эффективный директор. Такие вещи не бывают случайными. Все и заговорили о том, что два театра, скорее всего, воссоединят. Тем более что есть удачный опыт объединения театров «На Таганке» и «Содружества актеров Таганки». Это были два разных учреждения, с двумя разными бухгалтериями. И по большому счету это являлось проблемой для правительства Москвы. Так и два МХАТа - проблема для Министерства культуры. Потому что финансировать два театра накладно. Кроме того, это же изначально и так был один театр! Потом он распался на «доронинский» и «ефремовский». Два художественных театра, конечно, давно надо объединить.
А теперь что касается нового театра Эдуарда Боякова. Как он сказал - «гастролирующий»? Я думаю, что Бояков очень рискует остаться ни с чем. Дело даже не в деньгах. Дело в бренде. МХАТ - это мировой бренд. Одно дело, когда крупные компании вкладывают средства в бренд «МХАТ». И совсем другое - вкладывать деньги в театр, который просто арендует площадки. Это обыкновенная антреприза. И не важно, как они это назовут и кого будут приглашать. Люди, которые вложили деньги в антрепризу, захотят их вернуть. Так бывает всегда! И вот тут у Боякова возникает множество рисков. Риск потерять деньги, риск не договориться с известными актерами, на которых пойдет публика, да и вообще риск, что зритель не пойдет. А он запросто не пойдет!
Лидия Мезина.
Фото: К. Зыков/АГН «Москва»