В «Современнике» — премьерные показы «Рассказа о семи» по Леониду Андрееву

На Другой сцене «Современника» поставили огромный стеклянный куб. По его периметру развесили небольшие видеокамеры. В кубе по очереди оказываются актеры. Ощущение, что стекло — будто бы увеличительное, через которое мы гораздо лучше видим персонажей и пытаемся услышать их переживания. Возникает ассоциация с рентгеновскими снимками.

В «Современнике» — премьерные показы «Рассказа о семи» по Леониду Андрееву
© BFM.RU

Прототипами главных героев этой истории были реальные люди — члены так называемого «Летучего боевого отряда Северной области партии социалистов-революционеров». В 1908 году они готовили покушение на министра юстиции Щегловитова, но были преданы провокатором. Эти люди доживают последние дни перед казнью.

Рядом с ними оказывается девушка из сегодняшнего дня, эту роль играет молодая актриса Клавдия Коршунова. В самом начале она произносит монолог об актуальности повести Андреева. Но признается: много раз перечитывала текст перед репетициями. Понятен он стал не сразу.

Клавдия Коршунова актриса «Мне показалось, что там все бесконечно про страх. Это крутится вокруг страха, это мучительное топтание на одном месте. Первые разы, когда я читала, то совершенно пропускала тему как бы выхода. Андреев дает этот выход. Единственный для меня спектакль о круге насилия, который надо прекратить. Мы совершаем преступления — мы наказываем, наказываем — совершаем преступление. Понятно, что очень сложно остановиться, везде есть какая-то справедливость, свое какое-то объяснение. Остановить это нужно в какой-то момент. Единственный выход из этого — это выход в свет, который у Андреева есть, но при первом прочтении в тебя не попадает. Мне кажется, что так или иначе просто какая-то фантастическая ошибка — смертная казнь. Удивительно, что сегодня, в XXI веке, она существует довольно рядом».

Молодой режиссер Иван Комаров, поставивший «Рассказ о семи», пришел в одну из лабораторий «Современника» пару лет назад. Худрук Виктор Рыжаков его мастер по Школе-студии МХАТ. Иван встречался со студентами Виктора Анатольевича и вместе с ними делал работу по этой повести Андреева как дипломный спектакль. Для театральной сцены сделал новую редакцию этой же постановки. О том, почему решено сократить название, рассказывает Иван Комаров:

Иван Комаров режиссер «Рассказ о семи» как будто больше попадает в меня, чем «Рассказ о семи повешенных», где повешенные сразу как-то все приводят к одному знаменателю. И сама смерть — это факт. Андреев называет это великой тайной, ее исследовать нельзя. А вот до этого момента, когда люди знают, что они приговорены к смертной казни и каждого человека мы исследуем. Поэтому «Рассказ о семи».

Постановка очень мультимедийная, но точно не развлекательная. Наверняка понравится молодежи, любящей спектакли, которые дают почву для серьезных размышлений. До нового года «Рассказ о семи» сыграют в ближайший четверг, 23 декабря. А в следующий раз уже в конце января.