Экология, тайны и правила: 7 секретов организации новогоднего настроения
Всегда есть большой соблазн иронично вскинуть брови при виде елочных игрушек в принтерной и мишуры в отделе делопроизводства. Окончание года и отчетного периода в большой компании не обязательно приводит с собой новогоднее настроение, иногда декабрь приходит один.
И все же культура имеет значение. Если ваши сотрудники думают о себе как о членах команды, лидерство не становится бременем, и все двигаются в одном направлении (хотя бы к ели на первом этаже) — цели становятся доступнее, а результат — очевиднее.
Последние два года внесли свои коррективы в корпоративную культуру и праздники. И дело не только в пандемии и мерах защиты – к ним добавились новые традиции, благотворительность и ESG-повестка. О том, как подготовить компанию к празднованию Нового года без лишней головной боли и трат, рассказывает Татьяна Филатова, HR-директор группы компаний «Просвещение».
Есть стереотип, что корпоративная культура в первую очередь интересует HR-департамент. Всех остальных и без того загруженных сотрудников формат корпоративов, акции для детей и благотворительность волнуют в свободное от дедлайнов время.
В этом есть доля правды, и потому ищите другой выход и вместе с ним вход. Если стандартные опросы в email-рассылках не работают, прислушивайтесь к людям. Разговаривайте с сотрудниками и лидерами команд, подглядывайте идеи в разных отделах, спрашивайте прямо – чего бы им хотелось больше и меньше.
С Новым годом та же история, к тому же, это прекрасное время для «замера». Сейчас мы проведем новогодние торжества, а в январе запустим опрос вовлеченности, который покажет, куда двигаться. Оценка корпоративной культуры в тандеме с новой стратегией компании даст конкретный план по реализации проектов 2022+.
Маркетологи, прежде чем выпустить рекламную кампанию или продукт, пристально изучают привычки и паттерны поведения своей целевой аудитории. Эта привычка применима к HR-индустрии не меньше, если не больше.
В этом году мы избегаем столпотворения, чтобы минимизировать риски в связи с ковидом, и организовываем торжество в гибридном формате. Онлайн и офлайн — что может быть привычнее этого сочетания в последние пару лет?
Мероприятие будем проводить в стиле «Вечернего Урганта» – к трансляции из импровизированной студии смогут присоединиться все желающие, не спускаясь в зал.
Кстати, «Вечерний Просвет» имеет все шансы стать регулярной передачей о корпоративной культуре «Просвещения». Так что используйте Новый год как возможность протестировать свои гипотезы.
Корпоративная культура — это не про любовь к руководителям. Торжественные выступления и пламенные речи первых лиц могут присутствовать в сценарии, но занимать не больше 10% времени.
Предлагаю работать по формуле: 10% — официальная повестка (и ее следует оформить креативно, возможно, без белых рубашек и галстуков), 40% — развлекательная программа, 50% — программа с участием сотрудников.
У нас уже запланированы творческие номера, а также телевизионные рубрики с привлечением не только коллег, но и их детей, например, полюбившийся многим «Взгляд снизу».
Также мы наградим Героев нашего времени: от каждого департамента будет выдвинут сотрудник, который, на взгляд руководства, совершил настоящий подвиг в 2021 году.
Традиция проводить анонимный обмен подарками знакома уже всем компаниям. Тем не менее, есть несколько рекомендаций, которые позволят провести акцию на должном уровне.
● Обычно тайный Санта проводится в каждом отдельном департаменте, но если бюджет ограничен, а участников не так много, сделайте акцию на всю компанию. У нас в 2018 году был именно такой формат, и участие приняли 80% сотрудников.
● Тайный Санта на всю компанию позволяет вовлечь даже самых скромных сотрудников в коммуникацию. Чтобы сделать действительно приятный подарок, люди начинают ходить друг к другу в гости и выспрашивать у коллег и руководителей о предпочтениях адресата.
● Заранее определите и огласите бюджет – это позволит достичь равенства.
● Разместите на внутрикорпоративном портале информацию о способах красиво упаковать подарки и подготовьте шаблоны. Декабрь, как мы помним, все еще наполнен работой, и за сэкономленное время вам скажут огромное спасибо.
● Разместите на внутреннем (а может и внешнем, что станет дополнительным инфоповодом) портале шаблоны открыток. На одном из этажей установите боксы-почтовые ящики, куда можно будет отправить свои поздравления коллегам. Если вы уже живете по концепции зеленого офиса – призывайте отправлять их по электронной почте.
● Организуйте торжественный обмен в один день. Можно подготовить фотозону и выбрать ведущего. Помимо подарков от тайных сант вручите мандарины и конфеты от организации. В этом случае даже если с подарком автор не угадал, настроение все равно будет на высоте.
Обязательно пригласите фотографа: красивые фотографии с хештегами #люблюсвоюработу и отметками офиса – отличный подарок и сотрудникам, и HR-отделу, и вашим пиарщикам. Если о вас пишут – значит, о вас знают!
В этом году каждый сотрудник «Просвещения» на Новый год получит елочную игрушку — шарик с логотипом и фразой «Чудеса там, где в них верят». Лайфхак, который всем стоит использовать еще на моменте отрисовки макетов подарков партнерам, — не пишите год. Тогда сувенир будет служить вам ежегодно, напоминания о причастности к делам компании.
Также мы запустили новую семейную традицию, когда наряжали елку, встречающую гостей у ресепшн. Сотрудники сделали елочные игрушки вместе со своими детьми — получилось больше 30 игрушек. Думаю, в следующем году их станет еще больше.
Хорошие дела объединяют.
«Просвещение» поддерживает порядка 6 фондов на постоянной основе и оперативно реагирует на все открытые запросы по возможностям. Это и детские дома, и помощь бездомным, и церковные школы. Наш большой проект уже несколько лет — Псковский детский дом.
В предновогоднюю пору сотрудники детского дома присылают нам желания ребят: кто-то хочет новый спортивный костюм, а кто-то набор с косметикой для подростковых экспериментов. Каждый отдел берет одного ребенка и исполняет его желание. Причем, с большим удовольствием, привлекая к решению непростых задач выбора всю семью.
Приятно слышать в лифте и кафетерии восторженные обсуждения: идет горячий выбор футболок, настольных игр, теней для век и гитары нужной марки. Оказывается, эксперты окружают нас повсюду!
ESG-повестка пока еще воспринимается как чужеродный тренд, но исключительно от непонимания сути процесса. Экологичность коммуникации, прозрачность корпоративного управления, равные возможности и, конечно, бережное отношение к людям и природе вряд ли можно считать «чужеродными» отечественной культуре.
● Не закупайте новые игрушки и украшения каждый год, используйте по-максимуму старые.
● Интегрируйте рукотворные украшения.
● Сократите количество печатных открыток и сертификатов — отправляйте по почте все, что можно отправить как email.
● Введите печать по пропускам — так вы сократите количество ненужных документов, напечатанных по ошибке и на чужих бланках.
● Поставьте контейнеры по раздельному сбору мусора и контейнеры по сбору крышечек и батареек. Мы в «Просвещении» даже планируем отдельный спецпроект для школ.
● После праздника собирайте макулатуру и утилизируйте ее правильно, можете сделать из этого отдельное мероприятие для сотрудников — декабрьский субботник.
Закончить стоит первым пунктом: обязательно узнайте у сотрудников их мнение о новогодней культуре. К ноябрю 2022 года и новому циклу подготовки многое забудется, а прямо сейчас — пока фотографии в социальных сетях с отметками любимой работы собирают лайки — самое время.
Фото ГК «Просвещение»