Рождественская история. В Театре на Юго-Западе показали «Книжного воришку»
Календарный год актер и режиссер театра Максим Лакомкин решил завершить спектаклем «Книжный воришка» по мотивам произведений Маркуса Зусака. Максим всегда выбирает для своих постановок блестящие тексты, не боится работать с крупным жанром литературы – романом.
Спектакль, действие которого происходит в нацистской Германии , а разговор ведется от лица смерти , был показан первым зрителям – журналистам в канун католического Рождества. Режиссер считает предложенную им историю, рождественской , светлой , исполненной веры в человека , в его силы , возможности , разум и память .
Точка опоры
Максим Лакомкин хотел сделать спектакль о том, что жизнь прекрасна, и это ему удалось. « Мне глубоко симпатична и созвучна история, рассказанная Маркусом Зусаком, она написана шедевральным языком, ее тема - победа над страхом, а значит, самим собой, современна и актуальна», - поделился с журналистами постановщик во время пресс-конференции после прогона спектакля. - Человек в любых обстоятельствах, на любой земле, во времена политических или природных катаклизмов, когда рушатся устои, уходит из-под ног почва, хочет жить. Не сражаться с драконами, не бежать без оглядки за трендами, не обнаруживать смыслы, а найти точку опоры. И эта точка опоры – дом и семья». Мотив «заземления», обретения корней и скреп обыгрывается в спектакле декорациями. Постановщик создает образ дома – убежища, носимого всеми ветрами, неустойчивого, хлипкого, но все равно спасающего от стихии, из деревянных скамеек, которые одновременно служат и внешними стенами постройки, и ее внутренним убранством. « Декорации Максим Лакомкин делал своими руками, он сам выпилил и покрасил скамейки, а затем привез их в театр», - делится секретами работы над спектаклем исполнитель роли Руди Вадим Соколов.
Птичий переполох
Режиссер оказался не только талантливым столяром и плотником, но и прекрасным мультипликатором, задействовав в спектакле анимацию. На большом экране возникают проекции рисунков Маркуса Зусака, которые Максим Лакомкин мастерски оживляет: птицы то машут крыльями, то демонстрируют хищные профили, а то вдруг закручиваются по часовой стрелке крестом с загнутыми концами. Символ нацизма становится знаком тотального страха, который толкает на «слияние», заставляя быть как все, загоняет в подвал, обезличивает. Спектакль малонаселенный, в нем всего шесть персонажей, которых играют Андрей Санников, Ольга Авилова, Сергей Бородинов, Карина Дымонт, Вадим Соколов и Егор Кучкаров. Артисты рады тому, что режиссер предоставил им возможность попробовать себя в непривычном амплуа, в новом качестве, найти неожиданные краски для роли.
Без грима и фальши
«Я благодарна Максу за то, что он предложил мне эту работу, я впервые вышла на сцену без грима», - говорит заслуженная артистка РФ Карина Дымонт. Звезда Театра на Юго-Западе не побоялась эксперимента, и создала интересный , внутренне противоречивый образ матери семейства - внешне непривлекательной , раздражительной, шумной, но отзывчивой и чуткой женщины, способной выдержать любые лишения и горести и , если нужно, не побояться и прийти на помощь. Невероятной актерской удачей для Ольги Авиловой, стала роль десятилетней девочки Лизель. Сыграть ребенка нереально, практически невозможно, фальшь чувствуется сразу, но актриса с задачей справилась, ее глаза полны детской наивности, невинности и чистоты, она правдива во всем: в манере смотреть, говорить, двигаться на сцене. Ольга Авилова призналась, что в создании образа девочки, ей помогла ее семилетняя дочь, наблюдая за поведением которой, актриса находила нужные эмоции, жесты, реакции.
От репетиций – к зрителю
Благодарен режиссеру и заслуженный артист РФ Сергей Бородинов: роль отца семейства, Ганса, открыла новые грани его таланта. Процесс работы с Максимом Лакомкиным превратился для актеров театра в увлекательное приключение. Вадим Соколов жалел о том, что репетиции так быстро закончились, они были настоящим творческим откровением, дарили радость. «Максим Лакомкин прекрасно чувствует актеров, искренне желает нам добра, он никогда не настаивает на своей правоте, не спорит, а предлагает, ищет и приглашает к сотворчеству »,- говорит Вадим Соколов. Работать с Максимом Лакомкиным было интересно и Егору Кучкарову, он считает, что ему невероятно повезло - это уже третий его спектакль с Максимом, вместе они делали «Циников» и « Я». Андрей Санников играет персонажа, зашифрованного местоимением « Он», по мнению автора спектакля, это смерть, но смерть ласковая. Андрей Санников, как всегда немногословен, убежден в одном - работа над ролью продолжается, спектакль будет жить, а значит, меняться.
Напоминаем, что посещение спектаклей Театра на Юго-Западе возможно только по QR-коду, в маске, с соблюдением социальной дистанции.