«Очень-очень-очень темная материя» в МХТ им. Чехова: «Сказка, загадка, выдумка – называйте, как хотите…»
«Это еще не случилось в моем времени, но это не похоже на сплошное веселье…»
В МХТ им. Чехова в рамках «Лаборатории режиссерских дебютов» – совместного проекта МХТ и фестиваля «Уроки режиссуры» (Биеннале театрального искусства) премьера спектакля по пьесе Мартина МакДонаха – «Очень-очень-очень темная материя». Нереальный замес, как характеризуют свою постановку авторы, это и трагедия, и психологический триллер, и черная комедия одновременно.
По сюжету датский писатель Ганс Христиан Андерсен держит в подвале своего дома пигмейку из Конго, кормит ее сосисками и постоянно норовит отрубить ей то ногу, то руку. А она пишет сказки, которые он выдает за свои. А где-то в Лондоне живет Чарльз Диккенс, который тоже держит у себя взаперти пигмейку – сестру пленной сказочника.
«Он не знает, где он находится. Он только знает, что здесь очень-очень-очень темно…»
Пленница Маджори олицетворяет политику, проводимую бельгийцами в Конго в конце 19 века. Король Леопольд Второй конголезцев сделал рабами, заставляя местных жителей добывать каучук и слоновую кость. За невыполнение норм отрубали руки и расстреливали.
Причем тут Андерсен, спросите вы? Его последние годы жизни совпали как раз с этим периодом времени. А его мрачные сказки созвучны ужасной действительности. Здесь же вспоминается и малоизвестное произведение сказочника «Тень», в котором герой не признает своей тени, пытается от нее избавиться, чтобы писать о хорошем. Но можно ли уйти от самого себя? Вот и Маджори в какой-то степени олицетворяет еще и тень писателя – то ли его Муза, то ли Душа… Хотя, скорее всего, как раз та самая тень, которая есть у каждого человека. Это аспект нашего отдаленного Я, которое по какой-то причине мы вытесняем и проецируем на «другого». А на самом деле это все тот же Я. Мы сражаемся с тенями, цепляемся за них, пытаемся подавить негативные черты свои и испытываем антипатию к тем, у кого замечаем эти же самые черты. И эту мысль авторы постановки подтвердят и в финале, когда на поклоне артистов мы так и не увидим исполнительницу роли Маджори, а лишь тень блеснет в реверансе за кулисами.
В этом спектакле эти две линии – историческая и психологическая тесно переплетаются. МакДонах смешивает проблему колонизаторства и личности творческого человека. И то и другое – жестокое рабство и очень кровавая история. А режиссер Евгений Закиров вместе с актерами вслед за автором доводят образы Андерсена и Диккенса до абсурда. Это жесткая карикатура на безумную действительность.
«Белиберда была первой на взлетной полосе, с которой моя мама улетела в психушку…»
О личности Андерсена немало упоминаний – тревожный, подозрительный, одинокий. Говорят, он не любил детей, а сказки писал на самом деле для взрослых. Он постоянно твердит, что его мать сошла с ума, но и он едва похож на здравомыслящего человека.
Отдельно стоит отметить актерскую работу. Кажется, еще бы чуть-чуть и уже не поверишь всему, что происходит на сцене. Но эту грань артисты выдержали четко. В итоге получился гротеск, который заставляет зрителя видеть черное и красное (читай: ужасное), но отпускает из зрительного зала в легком настроении и даже с улыбкой на лице.
«Я что-то запутался в этих временных скачках…»
В своей драматургии МакДонах сочетает трогательное и жестокое, смешное и кровавое. И в МХТ им. Чехова эту линию продолжают, придавая ей с помощью театральности объем и форму, которые на первый взгляд могут шокировать и отталкивать, как и наши собственные тени, но если присмотреться, вдуматься, то постепенно начинаешь принимать то, что происходит на сцене, и осознавать то, что есть в тебе, а значит, тоже постепенно принимаешь свое второе Я и уже не хочешь никому рубить ноги и руки, а только писать сказки – сказки своей собственной жизни.
Сценография Ольги Богатищевой лаконична и все время держит зрителя то по одну, то по другую сторону решетки. Создается впечатление, что ты и сам не так свободен, как себе представляешь. Артисты тоже часто вовлекают зрителя в действие, так что «просто отсидеться» не получится. И можно долго и много спорить о смыслах, но однозначно одно – это смешная, острая и в меру нецензурная постановка. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» И чтобы насладиться абсурдом, происходящим на сцене, нужно принять свое второе Я и уметь просто посмеяться над собой, а еще жить «здесь и сейчас», а не растворяться в призрачных надеждах или воспоминаниях…
- В прошлом мы или в будущем? Мы сейчас где? – Здесь!
Фото предоставлены пресс-службой МХТ им. Чехова