Ольга Симакова о плетении из лозы, персональной выставке и традициях
В декабре 2021 года в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала в Екатеринбурге прошла персональная выставка местного мастера по художественному плетению из лозы Ольги Симаковой и её учеников. Впервые рукодельница познакомилась с ремеслом 18 лет назад, однако тогда она ещё и не думала, что плетение станет смыслом её жизни. Сегодня Ольга не только делает изделия из лозы, но и обучает этому искусству других людей. О процессе плетения, интересных экспонатах выставки и смысле традиций в современном мире мастерица рассказала корреспондентам ИА «Уральский меридиан».
Фото: Александр Аникин © ИА “Уральский меридиан”
«Плетение из лозы – это древнее ремесло, которое, по данным некоторых исследований, появилось задолго до гончарного промысла. Наши предки плели корзиночки, изнутри обмазывали их глиной и использовали. Как-то раз одна из них сгорела, тогда люди обнаружили, что корзиночка стала прочнее, а на внутренней стороне появился рисунок. Лоза – это материал, из которого плетут. Она может быть виноградной или ивовой. На севере могли плести из разных кореньев и водорослей. Как мне рассказал один нанаец, из водорослей они плели специальные сумки для переноски детей», – отметила Ольга.
Сначала рукодельница плела по книгам, но затем технике её обучила местная мастерица. После нескольких попыток Ольга решила для себя, что никогда не будет этим заниматься. Однако постепенно хобби переросло в дело всей жизни.
«Это очень сложное и трудоёмкое ремесло, нужно совершить много действий до того, как приступать к плетению. Сначала нужно вырастить сам материал. В Чусовом недалеко от дома у меня есть своя плантация, где мы с волонтёрами в конце октября режем прутья, собираем их в пучки и храним в коре в снегу. За зиму я постепенно все пучки варю в бане. Она служит варочным цехом. Воду после варки мы используем для спа-процедур, так как она имеет много полезных свойств. Затем мы чистим прутья, пока они ещё влажные. Если прутья высохли в коре, то их уже невозможно размочить и соответственно невозможно плести изделие. Потом мы прутья сушим и сортируем по толщине. Далее выбираем определённое количество прутьев, замачиваем их на 2 часа в воде, так они становятся гибкими. И только тогда приступаем к плетению», – поделилась мастер.
Фото: Александр Аникин © ИА “Уральский меридиан”
До рождения ребёнка Ольга успела обучить плетению из лозы более 50 человек. Однако из них лишь единицы стали заниматься этим на постоянной основе. Сейчас у мастерицы нет учеников, но при желании она может провести индивидуальные занятия в своём музее в селе Чусовое.
«Работы двух моих самых успешных учеников представлены на выставке «Ивы Перевивы». Сделать экспозицию мне предложил Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, за что я ему очень благодарна. Имея свои выставки, у меня увеличивается шанс получить звание народного мастера. К этому я стремлюсь», – пояснила Ольга.
Всего на выставке представлено более 40 работ. Своими изделиями мастер хотела показать разнообразие плетений, возможности ивы, а также сочетание разных цветов. В работах Ольга использовала натуральные цвета и разные сорта прутьев. Она поместила корзинки в интерьеры, чтобы показать, как они сочетаются с разными материалами и цветами.
«На выставке представлены уникальные изделия. Например, корзина Деда Мороза. Она была сделана в 2013 году для Дома актёра. Корзина находилась у меня на реставрации и 10 дней побыла на моей выставке. Её забрали в декабре, ведь корзина участвовала в новогодних представлениях. Ещё есть две интересные люльки. В одной из них уже выросла девочка, ей 7 лет. В другой выросло трое малышей. Живёт люлька в семье в Верхних Сергах».
В планах у Ольги свозить выставку «Ивы Перевивы» в разные города. Уже известно, что в феврале или марте экспозицию будут показывать в музее в Шалинском районе. Возможно, выставка уральской мастерицы приедет в Москву.
«Считаю, что на Урале плетение из лозы не является популярным занятием. Современный человек привык получать всё проще и быстрее. Люди отвыкли от сложного многоэтапного труда. Для них сложно сплести даже самое небольшое изделие. Во время печатания на компьютере или телефоне человек задействует несколько пальцев, иногда даже один. Во время плетения же работают все пальцы, вплоть до мизинцев. Однако сейчас потихоньку люди осознают, что важно обращаться к делам предков, и приходят, учатся и пробуют. В нашей традиционной культуре очень много ключей для понимания самих себя. Когда люди хотят себя идентифицировать, то начинают вспоминать о традициях».
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.
Фото превью: Лидия Аникина © ИА “Уральский меридиан”