Беби-бокс или помойка. Как можно спасти брошенных младенцев?
Председатель Следственного России Александр Бастрыкин поручил наградить ведомственными наградами подростков, которые спасли от верной смерти на морозе брошенную новорождённую девочку.
Как говорится на сайте ведомства, 7 января Ренат Литвинов, Иван Назаров, Степан Иванов, Артём Сальников и Сергей Косинцев обнаружили коробку, в которой находился малыш. Это произошло на обочине автомобильной дороги вблизи села Сосновка Новосибирской области.
«Благодаря их действиям младенца удалось оперативно доставить в медицинское учреждение и тем самым спасти его жизнь… за проявленные высокие гражданские качества, смелость и самоотверженность будут представлены к ведомственным наградам», — сообщает пресс-служба СК.
Ребёнок был помещён под наблюдение в детскую городскую клиническую больницу имени В.С. Гераськова № 4. В настоящее время угрозы жизни и здоровью младенца нет.
«Следователями проводится полное и всестороннее расследование уголовного дела, виновные лица понесут наказание за преступление», — добавили в СК.
За рамками морали
К большому сожалению, таких инцидентов с новорожденными детьми в России ежегодно фиксируется по меньшей мере десятки, если не сотни. Практически каждую неделю СМИ сообщают о нахождении младенцев на скамейках, в парках, у подъездов и даже на помойках.
Зачастую на такие кощунственные поступки идут незадачливые матери — алкоголички, наркоманки или просто одиночки.
Существует мнение, что в основном бросают детей приезжие из «южных республик». Как следует из информации федерального банка данных о детях-сиротах, младенцев с экзотическими для русского уха именами в детдомах действительно много, особенно в крупных городах. Правда, там не указывается информация о том, как они попали в учреждения.
На самом деле брошенных детей массово плодят и женщины славянской наружности с российскими паспортами. За подобные деяния предусмотрена уголовная ответственность по статье 125 УК РФ («Оставление в опасности»). Однако таких кукушек нечасто удаётся найти. Да и есть ли большой смысл в этих поисках и наказании?
Как показывает практика, новорожденных в буквальном смысле выбрасывают в силу разных причин: банальное наплевательство, состояние дичайшего отчаяния и угнетённости, переизбыток алкоголя и наркотиков в крови. Так или иначе, женщина, совершающая этот поступок, пребывает в умственной и морально-психологической прострации. Её невозможно заставить кормить, заботиться и воспитывать ребёнка.
В данном материале будет присутствовать не очень популярная в современной России точка зрения о том, что искоренить подобные явления невозможно. Причём, как показывает опыт развитых стран, проблема подкидышей на помойках практически не зависит от уровня материального благополучия общества.
В этом смысле в России редчайшим исключением является Чечня, где вообще нет детских домов. В этой северокавказской республике сложились такие традиции, когда бросить ребёнка означает обречь весь род на величайший позор. А если такие случаи происходят, то малыша обязательно забирают в семью родственники.
Такая благополучная ситуация — не следствие высокой духовности и каких-то особых морально-нравственных качеств. Гораздо разумнее говорить об устоявшихся принципах и нормах поведения разных народов, разных регионов и стран. Именно под традиции разумнее всего подстраивать систему социальной защиты детей.
Можно долго спорить и без конца ссылаться на религиозные нарративы, но у любой женщины в современном мире, должно быть право на аборт и на то, чтобы после рождения отказаться от малыша, в том числе анонимно. Эта вещь, которая должна находиться за рамками морали и регулироваться исключительно законом.
В России ярые сторонники «традиционных ценностей» и пропагандисты «русской духовности» наотрез отказываются воспринимать очевидную мысль о том, что не всем женщинам уготовано стать матерями, тем более хорошими. Женщина может искренне не любить своё чадо, и её отношение к нелюбимому ребёнку, если она его оставит, скорее всего, никогда не изменится.
Такая семья априори обречена на несчастье. Не сделавшая вовремя свой выбор женщина будет издеваться над малышом, игнорировать его потребности и интересы, всячески подавлять инициативу и поколачивать.
С большой вероятностью такой ребёнок, если, конечно, он не превратится в инвалида, вырастит чрезвычайно закомплексованным, замкнутым, агрессивным человеком, неспособным выстраивать нормальные отношения с окружающим миром. Количество психологических травм у него будет настолько большим, что его смело можно записывать в потенциальные преступники, то есть явного кандидата на попадание в тюрьму.
Однако у подкидышей может быть и совсем другая судьба. Последние десять лет (и здесь нужно сказать государству спасибо) в определённых сферах в России круто изменилось отношение к вопросу опеки и усыновления. В итоге очередь на то, чтобы забрать маленьких сирот в семью, в некоторых регионах нашей страны достигает двух лет.
Более того, сейчас охотно усыновляют детей с серьёзными заболеваниями. Такое положение дел — это тоже не следствие амфорного морального прогресса российского общества. Это результат конкретных законодательных мер российского государства по поддержке приёмных семей и пропаганды практики усыновления брошенных детей.
Чаша весов
В России люди, которые собираются взять брошенного ребёнка, соответствуют определённым требованиям по уровню доходов, условиям жилья и прошли какую-никакую психологическую подготовку в рамках курсов ШПР (школа приёмных родителей). Дополнительным экзаменом для потенциальных усыновителей в РФ является и долгое ожидание — оно тоже помогает отсеивать легкомысленных, сомневающихся и просто не слишком адекватных потенциальных родителей.
Казалось бы, поставить в один ряд мать-кукушку и благополучных приёмных родителей невозможно. Однако примерно такая ситуация сложилась у нас в стране, где (ещё раз это подчеркнём) от желающих взять сироток или малолетних детей, оставшихся без попечения, просто нет отбоя.
Пока в России сотни новорожденных оставляют на обочинах дорог и помойках, огромное количество госдеятелей и так называемых общественников консервативного толка ведут яростную войну против легализации беби-боксов. Например, в марте прошлого года Минздрав, Минтруд и Минфин коллективно отказались поддержать доработанный вариант законопроекта об узаконивании мест, где можно анонимно оставить детей.
Аргументы против давно известны. Якобы такая практика поощряет отказ от детей, подталкивая к этому решению незадачливых родителей. Хотя в таком случае совершенно непонятно: как вообще нормальный человек может бросить своё чадо на улице? Не будет ли этому ребёнку лучше в окружении людей, которые действительно не сомневаются в любви к нему?
Наиболее разумным доводом противников беби-боксов является тезис о том, как создать систему контроля над ними? Не появится ли чёрный рынок младенцев?
Этот вопрос является по-настоящему сложной дилеммой. Тем не менее наше государство вполне могло бы уговорить РПЦ и мусульманские учреждения организовать беби-боксы по меньшей мере в четверти мест, где проходят регулярные службы.
Конечно, привлечение инфраструктуры религиозных институтов полностью проблему контроля не решает и исключать определённого рода злодеяний тоже нельзя. Тем не менее, дискутируя на тему беби-боксов, неправильно забывать о то, что на чаше весов находится жизнь новорожденного.
Брошенные малыши не должны мёрзнуть, страдать от голода и умирать на улицах. Они, как и другие дети, имеют право на жизнь, заботу и любовь семьи, которая действительно готова это подарить.