«Неточка» покорила сцену Камерного Драматического театра Вологды

Работа над моноспектаклем началась четыре месяца назад. Режиссер Яков Рубин отмечает, что за это время спектакль менялся несколько раз, а вместе с ним и главная героиня.

«Неточка» покорила сцену Камерного Драматического театра Вологды
© Вологда.рф

Повесть «Неточка Незванова» была написана Федором Достоевским в 1849 году. Изначально планировался роман с подзаголовком «История одной женщины» о трудной жизни девочки-подростка, но после ареста по делу Петрашевцев Достоевский решил не заканчивать роман, сократив его до повести и оставив подзаголовок.

«Мы пытались разобраться, почему писатель оставил роман незавершенным и что было бы с девочкой, поживи она подольше на страницах книги. И поняли, что Неточка - это прежде всего такой же незавершенный персонаж, как все мы. Она менялась с первого дня работы над спектаклем и продолжит меняться на сцене. Думаю, ее отрицание окружающей действительности, ее борьба с несправедливостью в конечном итоге сделали бы ее революционеркой. Но сегодня перед зрителем - девятилетняя девочка, которая в корне не согласна с этим миром», - рассказал Яков Рубин.

Семья Неточки небогата и несчастлива. Строгая мать тяжело больна, отчим - скрипач, артист - живет в мечтах о славе и пропивает деньги. А малышка слишком рано узнает, каково на вкус предательство.

«Я прочла произведение залпом за два дня, и оно подняло во мне бурю эмоций, близких тем, вопросов. Как можно вновь довериться, когда тебя предали? Как обрести дом после долгого скитания? Что страшнее: молчать и от этого страдать или страдать, но высказаться и быть услышанным? Каждый из нас получает ответы, только столкнувшись с этими обстоятельствами лицом к лицу. Жизнь Неточки состояла из таких обстоятельств, но какой же стойкой была эта девочка! К 16 годам жизни - как раз на этом возрасте и заканчивается повесть - она не только не растеряла чувство любви к другим людям, но и все чаще использовала голос, чтобы восстановить справедливость, чтобы ее нерешительное «да» становилось твердым «нет», - поделилась актриса Мария Иваненко.

В спектакле практически не используется музыкальное сопровождение - лишь изредка появляются фоновые звуки. Несмотря на это, постановка насквозь пропитана музыкой. В живом исполнении звучат итальянские песни, в том числе знаменитая «Casta diva». Финальные стихи актриса написала сама, вдохновившись текстом Достоевского. Главные атрибуты спектакля - гриф контрабаса, символизирующий разорванную связь с отцом, и необычный инструмент вотерфон, единственный в Вологде.

«До подготовки к спектаклю о вотерфоне не слышал никто из труппы. Мы нашли его в интернете совершенно случайно, но звук просто поразил. По идее вотерфон должен работать немного иначе: в чашу наливается вода, из-за этого стержни звучат мелодичнее. В Вологде такого инструмента нет ни в продаже, ни у знакомых. Поэтому наши умельцы постарались и сварили вотерфон за два дня из подручных средств. Получилось ничуть не хуже оригинала, да и в постановку этот малыш влился идеально», - рассказала Мария Иваненко.

Неточка одинока так же, как главная героиня на сцене Камерного театра - несколько ролей (и мужских, и женских) Маша Иваненко исполняет одна. Актриса отмечает, что первая моноработа - страшная штука: ответственность лежит только на тебе, не за кого «зацепиться» на сцене. Но в этом и особенность спектакля - происходит диалог тет-а-тет с каждым из зрителей.

«Получилось так, что повесть эта без конца, но у спектакля есть продолжение в лице каждого зрителя. Наша «Неточка» поднимает много серьезных тем, а вот с какой мыслью уйдет зритель, чем мы его зацепим и что он проживет - для всех загадка», - добавил Яков Рубин.

Премьерные показы прошли в Камерном театре 20 и 21 января. Следующий моноспектакль «Неточка» покажут вологжанам 20 февраля в 19:00.