Илья Новокрещенов: Лучший педагог — тот, который умеет вдохновлять и развивать талант

В Москве стартовал прием заявок на конкурс «Педагоги года Москвы». 31 января заместитель руководителя столичного Департамента образования и науки Илья Новокрещенов рассказал «Вечерняя Москва» о нововведениях конкурса в этом году.

Илья Новокрещенов: Лучший педагог — тот, который умеет вдохновлять и развивать талант
© Вечерняя Москва

— Илья Владимирович, что нового ждет участников состязаний в этом году?

— — В системе образования существует большое количество самых разных конкурсов педагогического мастерства, и зачастую нашим педагогам бывает трудно разобраться в этом изобилии, даже когда речь идет о конкурсах, которые проводят организации, подведомственные департаменту. Поэтому мы проанализировали их и приняли решение, что все состязания, важные для наших учителей и востребованные педагогическим сообществом, мы соберем под единым брендом «Педагоги года Москвы». Сам конкурс будет состоять из разных номинаций, предназначенных для разных категорий учителей. В него вошли номинации, являющиеся региональными этапами Всероссийских конкурсов, например, «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и другие. Кроме того, под единым брендом будут проводиться и собственно московские конкурсы профессионального мастерства для педагогов. Собрав их все вместе, мы создаем для всех наших учителей вне зависимости от их возраста, стажа работы, предмета преподавания возможность найти для себя подходящую номинацию, событие, в котором он сможет принять участие.

— Что дают эти конкурсы? Зачем участвовать в них?

— На мой взгляд, такие состязания — это не ярмарка тщеславия, а в первую очередь возможность пообщаться с коллегами, обменяться опытом, поделиться реализованными практиками, поучиться друг у друга. Конкурсы — драйвер развития педагогов, которые в нем участвуют. Кстати, у нас есть конкурсы не только людей, но и материалов — так вот они драйверы развития содержательных вещей, в том числе новых технологий, используемых в образовании.

— Участвовать в конкурсе могут все учителя?

— Критерии есть в зависимости от номинации. Например, в конкурсе «Педагог-психолог года» могут принимать участие только те, кто работает по данной специальности. Особые условия есть для региональных этапов Всероссийских конкурсов, например, там требуется наличие достижений, реализованных практик, подтверждение высокого уровня работы, ведь эти учителя планируют представлять нашу столицу на всю страну. Или же номинация для молодых педагогов, там главный критерий — это стаж работы не более трех лет и так далее.

— Интерес к таким состязаниям среди педагогов растет?

— Да, ежегодно мы отмечаем, что количество заявок по большинству конкурсов увеличивается, именно это стало одним из критериев включения данных конкурсов в качестве отдельных номинаций и событий системы конкурсов «Педагоги года Москвы». Где-то даже видим прирост в несколько тысяч человек, например, в метапредметной олимпиаде «Московский учитель». Мы очень рады такой активности нашего педагогического сообщества. И со своей стороны тоже стараемся поддерживать этот интерес, придумываем каждый год новые развивающие испытания, чтобы, даже если учитель любит постоянно участвовать в разных конкурсах, ему все равно было интересно и полезно.

— А правда ли, то в основном в таких конкурсах участвуют в основном педагоги в возрасте до 35 лет, а более опытные уступают им дорогу?

— Да, большее стремление поучаствовать в конкурсах мы наблюдаем именно у молодых педагогов. И это вполне объяснимо. Молодому человеку гораздо важнее заявить о себе в профессии в самом начале пути. А педагоги более опытные в большинстве случаев не нуждаются в том, чтобы получить такого рода позитивное подтверждение своих успехов. Для них самое весомое значение имеют достижения их учеников, признание и уважение родителей. Тут нужно понимать, что в образовании все самые главные результаты (а они всегда в результатах наших учеников и выпускников) в основном отложенные. Это наша специфика. А опытные учителя уже выпустили несколько классов, поколений, их дети успешно окончили школу, поступили в колледжи и вузы, стали уважаемыми профессионалами, добились чего-то в жизни. У молодых педагогов пока таких достижений нет, поэтому они и стремятся проявить себя на конкурсах. Но это не означает, что конкурсы — лишь удел молодых. Именно поэтому мы фиксируем большой интерес к участию в конкурсах у всех возрастных категорий наших педагогов.

— Конкурс «Педагоги года Москвы» позволяет определить лучших в профессии. Каким, на Ваш взгляд, должен быть лучший современный учитель сегодня?

— Я считаю, что лучший педагог — тот, который является значимым взрослым для ребенка, тот, кто умеет вдохновлять и помогает ребенку развивать собственные таланты. Даже когда мы вспоминаем своих учителей, то у каждого из нас их было много в жизни, но не про каждого мы помним. А вспоминаем про тех учителей, которые действительно сыграли какую-то важную роль в нашей жизни, подали важный пример или оказали поддержку в нужный момент, помогли раскрыть свой талант. На мой взгляд, именно эти качества самые главные. В рамках наших конкурсов учителя учатся такими быть, показывают и обмениваются друг с другом теми инструментами, с помощью которых они могут добиваться самых важных результатов, раскрытия талантов и способностей каждого ребенка.

ДОСЬЕ

Новокрещенов Илья Владимирович родился 22 декабря 1980 года. В 2002 году окончил с отличием факультет истории, политологии и права Московского педагогического университета. В 2018 году окончил магистратуру Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению «государственное и муниципальное управление». Ранее работал учителем истории, директором нескольких школ города.