Войти в почту

С опасным поведением подростков предложили разбираться в специальных центрах

В стране планируют создать сеть центров по работе с подростками, в том числе из групп риска. Это может помочь вовремя выявлять проблемы, возникшие у детей, и предотвращать трагедии. Но чтобы центры реально помогали, нужно, чтобы там были специалисты разного профиля, а к работе с подростками привлекали их родителей и ближайшее окружение, считают эксперты и парламентарии.

С опасным поведением подростков предложили разбираться в специальных центрах
© Парламентская газета

Пока не пошёл убивать

Только за последний год было три случая, когда подростки открывали стрельбу в учебных заведениях. В Петербурге 10 апреля девятиклассник выстрелил из пневматического пистолета в сторону двух своих одноклассников. Тогда никто не пострадал. В Казани 11 мая 19-летний студент колледжа устроил стрельбу и взрыв в гимназии №175, убив семерых детей, двоих взрослых и ранив 24 человека. В декабре казанскому стрелку предъявили обвинение, по которому ему грозит пожизненное заключение, сообщили на сайте Следственного комитета. А 20 сентября другой студент открыл стрельбу в Пермском государственном национальном исследовательском университете. В результате погибли восемь человек. Стрелявший арестован.

И это только те случаи, когда дети и молодые люди успели совершить преступление. Иногда трагедии удаётся предотвратить. Так, в конце января этого года главк Следственного комитета по Нижегородской области возбудил дело против трёх молодых людей 16-17 лет, которые, по версии следствия, собирались устроить в школе массовое убийство на почве ненависти.

Работать с подростками с девиантным поведением надо на опережение, чтобы предупреждать негативные последствия, считает Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Мария Львова-Белова. Она предложила запустить программу «Подростки России», которая предполагает создание федерального методического центра по работе с подростками, развитие сообщества специалистов и сети подростковых центров, ориентированных в том числе на работу с детьми из группы риска, сообщила пресс-служба омбудсмена.

«Дети, проявляющие девиантное поведение, делают это под влиянием множества негативных факторов. Это могут быть и проблемы в семье, и травля в школьном коллективе, и ментальные нарушения, и ситуация неуспеха и подавленности. Если взрослые своевременно проявят чуткость, определят источник проблемы, не оттолкнут ребёнка и найдут способ его поддержать, это поможет многим подросткам», — считает Львова-Белова.

За последнее десятилетие подростковая преступность сократилась в три раза, но при этом количество особо тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними, увеличилось, и с причинами этого необходимо разбираться, считает член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев.

«Многие из совершивших вооружённые нападения характеризовались с положительной стороны, получали воспитание в благополучных семьях, свои преступления планировали, а не совершали их в состоянии аффекта, и поэтому решение проблемы подростковой преступности должно основываться на научных разработках ведущих психологов, социологов и педагогов, детально разбирающих каждый конкретный случай агрессии», — процитировала депутата его пресс-служба. А сеть центров по работе с детьми способна обобщить этот опыт и выдать конкретные рекомендации о профилактике актов агрессии, считает он.

Специальные центры должны заниматься широким спектром проблем профилактики отклонений психического здоровья, считает завкафедрой детской и подростковой клинической психологии Московского института психоанализа Михаил Иванов. «Там должны быть сосредоточены специалисты разных ведомств — педагоги, психологи, медики, организован досуг для семей с детьми, что также носит психопрофилактический характер», — сказал он «Парламентской газете».

Но, по его словам, если говорить о работе на опережение с девиантным поведением подростков, то начинать её нужно как можно раньше — уже в школьном и дошкольном периодах формирования личности. Поэтому в регионах необходимо организовать систему именно центров психолого-медико-социального сопровождения детей и всей семьи, куда могут приходить и родители с детьми разного возраста, и сами подростки. Причём эффективнее всего, чтобы за дело в регионах брались сразу несколько ведомств. Например, такие центры в Москве раньше были подведомственны сразу двум департаментам — образования и здравоохранения, — а сейчас только образовательному, пояснил эксперт.

Тем не менее опыт уже есть — например, на северо-западе столицы работает центр «Мир», где проводят встречи для родителей, желающих научиться лучше понимать своих детей, и занимаются с ребятами, испытывающими трудности в общении.

В привычном кругу

Центры, помогающие подросткам, непременно должны работать и с их родителями и ближайшим окружением, сказала «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Писарева. «В этом возрасте ребята проходят через мощнейший кризис: меняется их физическое состояние, самосознание, к тому же оценка сверстников для них порой становится важнее мнения родителей и педагогов. Взрослые часто теряются, когда сталкиваются с подростковым кризисом», — пояснила она.

Также, по её мнению, важно вести эту работу в привычной для подростка среде — например в школе, в штате которой есть соответствующий специалист, будь то психолог или советник директора по воспитательной работе.

Сенатор считает, что Федеральный методический центр, который предлагается создать, станет подспорьем для специалистов в регионах.

«Например, в Новгородской области систематическая работа с подростками ведётся на базе комплексных центров социального обслуживания населения, а также в образовательных учреждениях. Используются эффективные практики по восстановлению доверительных отношений между детьми и родителями — «семейные гостиные». По технологии «Я сам» подростков учат планировать бюджет и вести домашнее хозяйство. Будет прекрасно, если с помощью Федерального центра наши специалисты смогут повысить свою квалификацию и освоить новые методики помощи ребятам», — сказала Писарева. При этом работа с подростками, особенно с девиантным поведением, требует бережных подходов, чтобы не усугублять их проблемы, считает она.

Кому поручить

Специалисты, которые будут работать со сложными подростками, обязательно должны пройти специальную профподготовку, отметила в разговоре с «Парламентской газетой» член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.

Кстати, президент поручил Правительству включить в образовательные программы для педагогов специальную дисциплину или модуль, направленные «на раннее выявление предпосылок девиантного поведения у детей и подростков и оказание им своевременной педагогической, психологической и медицинской помощи». Рассмотреть этот вопрос кабмину предстоит до 1 мая, следует из сообщения на сайте Кремля.

Более того, в основе девиантного поведения школьников может лежать явная или скрытая психопатология, а её могут диагностировать только психиатры, добавила Лариса Тутова. Это тоже следует учесть при формировании центров для подростков из группы риска, убеждена парламентарий.