Войти в почту

Зоя Лирова: надежда ведет по жизни

Да и роли в эпизодах заслуженной артистки РФ в 16 сериалах порой оказывались совсем не эпизодами. А почти 90 ролей на сцене московского областного ТЮЗа!

Зоя Лирова: надежда ведет по жизни
© Мир новостей

В этом году у Зои Николаевны славная дата - 75 лет! Но это только в паспорте, в душе эта светловолосая стройная женщина с голубыми, как весеннее небо, глазами - просто озорная девчонка.

- Вы не боитесь своего возраста?

- Я просто не заметила, как пролетело время. Ведь для актрисы самое ужасное - это когда у нее нет работы, и страшно, когда приходится переходить из одного амплуа в другое. Но у меня, к счастью, этого не было. Может, потому, что в молодости играла возрастных дам и сегодня есть и силы, и желание, и вера в то, что будут новые роли. Говорят же: 75 - баба ягодка опять!

- Признайтесь, ведь не обошлось без пластических операций?

- Я их боюсь. К тому же люблю живое лицо, а после этих операций оно рано или поздно становится мертвым.

- Скажите, вам есть, кому сказать спасибо за то, что вы актриса?

- Конечно. И я бы начала с родителей. Со школы они не противились моим занятиям в драмкружках, студиях.

Я год проучилась в студии при театре Станиславского, а там, в основном, дети знаменитостей - сплошные обнимашки, сюси-пуси. Ушла в студию к Нине Адамовне Буйван (ее учеником был Александр Калягин). Уже после выпускного в школе она просто бросила меня, как котенка, в самостоятельную жизнь - я вела концерт художественной самодеятельности в Колонном зале. Причем все перепутала - не запомнила, кто танцует, кто поет. Зал хохотал, но потом наградил меня бешеными аплодисментами.

В сериале «Громовы» я играла завуча. Поначалу не знала, как к этой роли подступиться. Но вдруг вспомнила завуча в нашей школе. Мы как-то провинились, и она пришла на урок, заставила всех нас встать и долго-долго противным голосом читала нравоучения. Когда я начала работать над ролью, поняла, что могу ей отомстить. И все легло. Снимали в подмосковной школе, и вот я иду по пустому коридору уже в гриме. Прохожу мимо столика дежурной и, как завуч, говорю жестко: «Здравствуйте». Вдруг слышу мне в спину тихо-тихо: «У, сука, ну прямо как наша». Не могу сказать, сколько литров масла разлилось у меня по душе…

Папа повел меня в Малый театр к другу детства, замечательному актеру, народному артисту РСФР Александру Павловичу Грузинскому. Он меня послушал, улыбнулся: «Ты должна найти изюминку». Потом меня прослушала народная артистка Цецилия Львовна Мансурова. Она сказала: «Девочка будет актрисой!»

Я прошла конкурс в 200 человек на место и… не поступила, хотя была во всех списках. Просто в последнее мгновение вместо меня взяли дочку известного кинорежиссера. Несмотря на это, мы с ней потом очень подружились. А вот на следующий год я попала на курс, из которого должны были сделать филиал театра Вахтангова. 40 студентов, фамилии говорят сами за себя: Нина Русланова, Катя Маркова, Леня Филатов, Ян Арлазоров, Володя Качан, Боря Галкин, Санечка Кайдановский, Иван Дыховичный.

- Вы окончили училище в 1969-м. Самое яркое воспоминание студенческих лет?

- Наверное, как мы целовались с Володей Качаном под лестницей. (Смеется.) Но это по-детски. Он учил меня курить, а мимо нас проходил ректор, и мы рванули под лестницу…

Студенческие годы пролетели быстро. Но я приходила на его концерты, где Володя, как правило, исполнял песни на стихи своего большого друга Леонида Филатова. Леня ушел от нас в 2003-м, а Володя в мае 2021-го. И вот совсем недавно я разбирала свои диски и нашла кассету с надписью: «Владимир Качан, Леонид Филатов «Диалог 30 лет». Захотелось послушать, достаю и вижу вкладыш с названиями песен, внизу написано: «Зоя, с днем рождения! Вот уж и правда, на память!» Слушала его голос и словно возвращалась в молодость…

Я была буквально в шаге от того, чтобы выйти на сцену в роли принцессы Турандот. Еще не знала, что Рубен Николаевич распорядился взять меня в театр Вахтангова на роли Юлии Константиновны Борисовой. Она работала чрезвычайно много, и я должна была постепенно вводиться в спектакли с ее участием. Как-то был назначен внеплановый спектакль, я о нем не знала. Случайно позвонила в театр, и вдруг мне говорят: «Вечером «Турандот», а мы не можем найти ни Юлию Константиновну, ни Машу Вертинскую. Рубен Николаевич распорядился, чтобы вы, если можете, сыграли Турандот». Я знала наизусть все роли в этом спектакле, и, конечно, сказала: «Да». Пришла, однако вскоре появилась Юлия Константиновна, а затем и Маша Вертинская. И мне сказали: «Спасибо»…

- В вашей жизни были такие ситуации, когда судьба буквально из-под носа уводила роли?

- Много было таких ситуаций, когда казалось, что счастье очень близко. Но счастье-то оказалось совсем не в этом, а в каких-то других вещах…

Например, была попытка воплотить на сцене образ Марлен Дитрих. Более того, судьба свела меня с ее близким другом - замечательным американским актером и режиссером Максимиллианом Шеллом. Он дал добро на создание образа Дитрих таким, каким видела его я. Однако я не смогла найти драматурга, который написал бы пьесу так, как мне хотелось. Ведь Дитрих была очень одинока, но никогда не признавалась в этом. Кстати, скорее всего, эта ненаписанная пьеса так бы и называлась: «С одиночеством не знакома»…

Марлен Дитрих, эта икона стиля, приезжала в Москву с концертом в 1964 году. Как мне рассказывал мой знакомый, устроитель этого концерта, ее награждали овациями после каждой песни. А она уходила за кулисы, выпивала бокал шампанского, дарила поцелуй своему молодому человеку, который приехал вместе с ней, и снова шла на сцену. Это был и бешеный успех, и восторг, и, конечно, любовь, сквозившая в каждом ее движении.

- Зритель знает вас по роли матери в фильме «Плюмбум». Это ваша первая роль в кино?

- Первый фильм «Приключения Кроша» (1961), когда я еще в школе училась. Там, кстати, одного из школьников играл Никита Михалков. Он был немного старше, и роль у него была такого мальчика-мажора. Словно он среди ребят главный, и его все слушались.

- Его и сейчас все слушаются…

- Видимо, были задатки такой личности. (Смеется.) Был еще фильм «Свет далекой звезды» (1964), роль девочки-лаборантки. Лионелла Скирда играла главную роль. Снимал фильм Пырьев. Как раз в это время вышла в «Правде» статья, где его ругали за то, что он очень грубо вел себя на съемках, матерился и так далее. Так вот, такой подготовки к съемке я больше не видела нигде и никогда. Все, как обычно, разговаривали в ожидании начала. Вдруг кто-то сказал: «Идет!» Моментально воцарилась гробовая тишина, все оказались на своих местах - не только актеры, но и осветители, и гримеры, и все, все, все. Вот послышались шаги, все напряглись. Вошел Пырьев, улыбнулся и тихо сказал: «Не бойтесь, ругаться не буду». Такое разве забудешь…

В 1973 году в фильме «Города и годы» я заменяла в каких-то сценах Барбару Брыльску, которая собралась рожать, и ей все костюмы оказались малы. Я была очень на нее похожа. Меня одели в ее костюм и чуть-чуть подгримировали. В павильон вошел немецкий актер, который играл в этом фильме, он бросился ко мне и что-то долго говорил по-немецки, потом внимательно посмотрел на мое лицо и с испугом закричал: «Нет, это не она». Конечно, все засмеялись, но поняли, как я похожа. И меня сняли в нескольких кадрах. За камерой гениальный оператор Саша Княжинский. Не забуду его слова: «Зачем взяли Брыльску, посмотрите, как работает Лирова». Горжусь!

- И все-таки о «Плюмбуме».

- Это, можно сказать, был подарок к моему сорокалетию. Меня вызвали на пробы. Правда, я не верила в успех. Сейчас смешно говорить, но я была такая хорошенькая, способная и никому не нужная. (Смеется.) Мне дали сценарий. Я стою в коридоре как раз между двумя кабинетами. В одном сидит ассистентка, курит. И я слышу, кто-то ее спрашивает: «Пришла Лирова. Если ее утвердят, будет сниматься. Пойдет дальше?» - «Конечно, пойдет! Сниматься у Абдрашитова!» И… не пошла. Так иногда бывает у артистов. Причины разные, но…

Итак, открывается дверь, входит Абдрашитов: «Прочитали сценарий?» - «Да». - «А что так грустно?» - «Вы же не предложите мне роль, которую я хочу?» Он усмехнулся: «Конечно, не предложу». - «Я бы хотела сыграть вот эту самую девушку» (ее сыграла Елена Яковлева). - «Я понимаю вас, но вы по возрасту не подходите. А как насчет мамы?» - «Никак. Я не вижу в ней ничего особенного, чтобы что-то было интересно сыграть». Это я ему говорю, знаменитому режиссеру! Но потом мы с ним долго разговаривали, даже спорили, обсуждали роль. Вдруг он мне показал на стену, где был миллион малюсеньких фотографий мужских лиц: «Выбирай себе мужа». Я быстро окинула взглядом все эти фото и тут же указала на Пашутина. «Молодец, правильно». Потом была кинопроба с Пашутиным, хохотали, обсуждали детали, и все пошло дальше.

- И как прошел первый съемочный день?

- Это был каток на Чистых прудах. Разбили тарелку, у меня до сих пор кусочек лежит на счастье. Я когда-то занималась фигурным катанием, взяла с собой коньки, так, на всякий случай, хотя понимала, что они уже малы. Мне сказали, мол, зачем вы принесли, у нас тут большая коробка с коньками. Взяла коньки, провела рукой по лезвию, а они не наточены. А это значит, что становишься на лед, и при первом же шаге ноги разъезжаются в шпагат. Я была в ужасе: Абдрашитов - режиссер, Миндадзе - автор сценария, Рерберг - великий оператор, а я сейчас лажанусь! Что делать? Вышла в своих коньках в одних капроновых чулках, потому что не то что носки, туда даже газета не входила. Через 15 минут полезла на стенку - все замерзло (на улице было 30 градусов), и меня отправили согреться, но потом я опять вышла на лед и терпела до последнего, хотя ног не чувствовала от холода. Меня буквально отнесли в раздевалку, и Рерберг, и художник Саша Толкачев растирали мне ноги. А я орала от боли. Но пришлось опять выйти на лед… Слышу только, как Абдрашитов кричит: «Зоя, ты - Маргарита. Помнишь «Мастера и Маргариту»? У тебя очки с одним стеклом, ты летишь по этому кругу. Ты - разъяренная Маргарита!» Какая там Маргарита, у меня губы не работают, я их просто не чувствую.

Не могу не похвастаться. Когда я репетировала с Пашутиным, то краем глаза вижу, что у камеры стоит Абдрашитов, рядом с ним Рерберг. Мы встретились взглядом, и вдруг слышу, как он сказал Абдрашитову: «Слишком красивая!»

- В театре много было счастья, ролей?

- Конечно, и самые разнообразные, от Марии Александровны Ульяновой до Привидения.

Если вы спросите меня, счастливый ли я человек, я скажу: очень! Очень! Да, может, не случились какие-то глобальные вещи: не состоялось с театром Вахтангова, не пошла дальше после «Плюмбума». Но есть мой любимый Театр, со мной мои любимые роли, мой зритель, мои киноработы.

Причем, например, меня даже папа не узнал в роли Марии Александровны в спектакле «Предназначение». Это же возрастная роль, мне было 35 тогда, а моей героине 52. Я пригласила родителей на спектакль, а потом папа мне говорит, мол, спектакль хороший, но ты же там не играла. Он меня не узнал!

- А на улице вас узнавали, подходили поклонники?

- Было, но не после «Плюмбума». Был такой фильм «Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992).

Я снималась в эпизоде. Героиня Елены Яковлевой ищет собаку, которую у нее украли, и приходит в эту квартиру. Я открываю ей дверь, и между нами небольшой разговор. После этого фильма меня несколько раз хватали за рукав: «Это вы?!»

Но до начала съемок был такой эпизод. Режиссер Инесса Селезнева попросила меня помочь - играть на пробах вместо Елены Яковлевой. Конечно, я согласилась. Первый партнер был ни о чем. А вот вторым был Андрюша Толубеев, питерец. Начали снимать сцену якобы в автомобиле. Сели рядом на два стула, я выучила текст, начинают снимать. И я замечаю, что камера смотрит только на Толубеева. Понимаю: работаю в помощь, но какая-то боль проскочила. Раз дубль, два дубль, три дубль. Перерыв. Толубеев подошел к Селезневой, что-то стал ей говорить. Слышу ее голос: «Давайте еще раз». Все опять повторяется, я мельком взглянула на камеру и увидела, что она приближается к нам обоим. Мы доиграли сцену, посмотрели друг на друга. Моя душа и пела и плакала одновременно…

Этот большой актер сделал мне человеский и профессиональный подарок. Он почувствовал это единение, партнерство, может, получил какое-то актерское удовольствие от общения со мной. У него были очень хорошие благодарные глаза. Больше нас судьба не сводила, но его взгляд я запомнила навсегда…

- Помимо работы, есть еще и дом, и близкие люди. Вам приходилось чем-то жертвовать ради ролей?

- Да, у меня нет детей, но мои роли - это мои дети. Я два раза была замужем, и оба раза влюблялась в своих мужей за сотые доли секунды. С первым мужем - на лекции попросила у него ручку, нужно было что-то срочно записать. Он протянул мне ее, держит за один конец, я - за другой. И понимаю, что жить не могу без этого человека. Вышла за него замуж ровно на год. Со вторым мужем прожила четыре года. Им обоим я безмерно благодарна за то, что они меня бросили. И так бывает.

В трудные минуты помогает жить вера в то, что впереди ждет что-то очень хорошее. И каждая новая роль, неважно - маленькая или большая - это праздник.

Нас с мужем, Сашей Черновым, после окончания распределили в Челябинский театр, но его неожиданно взяли в театр Пушкина, а я получила свободный диплом. Показывалась в несколько театров, но не срослось. В итоге оказалась в Московском областном театре юного зрителя. Думала, что это будет ступенечка, а оказалась судьба.

В театре сменилось несколько режиссеров, сейчас наш художественный руководитель - заслуженная артистка России Нонна Гришаева. В одной газете написали, что «Гришаевой подарили детский театр». Вот так и живем в качестве подарка. (Смеется.)

Сейчас ролей у меня нет, но, надеюсь, что будут. А надежда - это то, что всегда держит на поверхности. Как у Толстого в романе «Война и мир»: «Все приходит для того, кто умеет ждать». Я умею ждать. Тем более, что мне еще надо отраздновать юбилей, на котором будет много друзей.

Александра Соловьева

Фото: Агентство «Москва»/С. Сандурская