Современная сельскохозяйственная семья. Что изменилось со времен крестьянства

Сегодня судить о том, как выглядела сельскохозяйственная семья в истории России можно только по работам историков и произведениям писателей.

Современная сельскохозяйственная семья. Что изменилось со времен крестьянства
© АГРОXXI

«В древнерусской литературе семья понималась как малая церковь, соответственно, путь ко спасению души, т.е. подчеркивалась душеспасительная роль семьи. Муж спасается через жену, жена через мужа. Такой образ семьи представлен во многих древнерусских произведениях: «Повесть о Петре и Февронии», «Домострой» и т.д.», - рассказывает кандидат филологических наук Сергей Геннадиевич Григоренко.

Семья всегда представлялась главным смыслом жизни крестьян. Детей в такой семье было много и все в раннем возрасте начинали помогать родителям и работать на земле. Но это было не прихотью и жестокостью родителей, а необходимостью, чтобы выжить: запастись продуктами, выращенными своими руками и пережить суровую русскую зиму.

«Условия жизни были таковы, что нужно было постоянно рожать детей, почти половина из них умирала во младенчестве… Поэтому отношение к детям было совершенно другим (никто сильно не убивался об умершем ребенке), они не были центром жизни, как сегодня. Было другое отношение к смерти, как к чему-то естественному», - говорит о тяжелой жизни крестьян Сергей Геннадиевич Григоренко.

Крестьянская семья являлась сложным хозяйственным механизмом. Его основной задачей было сохранение и приумножение имущественного благосостояния ради процветания будущих поколений.

Сегодня достаточно часто можно встретить истории семей, которые уехали из мегаполиса в деревню и создали там свое фермерское хозяйство. Завести свою ферму - занятие очень популярное в современной реальности. Люди стремятся перейти на натуральные продукты, и к этому есть два пути. Первый - найти поставщиков эко-продуктов и закупаться только у них. Второй - самим начать производить натуральные продукты. И многие семьи решаются именно на второй вариант.

«Наверное, современная сельскохозяйственная семья не сильно отличается от прошлого. Самое главное, что нас объединяет - это желание жить на земле, желание жить с единомышленниками. Сегодняшняя современная сельскохозяйственная семья - это, в первую очередь, семья, состоящая из людей - единомышленников. Совершенно не важно, какого они возраста, пола и вероисповедания. Главное, чтобы их объединяло желание трудиться на земле», говорит глава Крестьянского фермерского хозяйства «Инить» Светлана Сотникова.

Но для того, чтобы уехать в глубинку и открыть свою ферму, в современном мире нужно не только желание, но и определенные знания, навыки и умения. Так, по мнению создателей цветочной фермы «Fluffy Flower»: «В современных условиях, фермер – это в первую очередь грамотный управленец и коммерсант, досконально знающий свое дело. Он по сути тот же менеджер, только занятый сельским хозяйством».

Заместитель директора «Фермы Цветковых» Юрий Цветков также считает, что современная сельскохозяйственная семья это «образованные люди, у которых, как минимум два высших образования в сфере сельского хозяйства и управления, с обширными знаниями в различных направлениях». Ферма - это такой же бизнес, как и все остальные.

Семейная жизнь крестьян строилась на обычаях и традициях предыдущих поколений, которые являлись основными правилами жизни в селе. В прошлом в крестьянской семье царила атмосфера взаимопомощи, обязанности были строго распределены, традиции, нравственные устои и трудовые навыки передавались из поколения в поколение. Поэтому такое большое значение семьи было вложено и в русские пословицы и поговорки: «Не женат - не человек», «Без мужа – что без забора, без жены – что без крыши», «Семья в куче - не страшна и туча».

В первой половине XIX века был очень высокий уровень заключения браков. Такой уклад поддерживался церковью и влиял на общественное мнение. В народе было принято иметь семью. И человек без семьи в обществе вызывал подозрения. Только женатые люди были в праве получить землю в надел и завести самостоятельное хозяйство. В основе брака всегда лежал хозяйственный интерес, а любовь редко являлась причиной заключения союза между мужчиной и женщиной. А народная традиция говорила о том, что супругов подбирали родители, советоваться с брачующимися было не принято. Родительский выбор был неоспорим, и ему беспрекословно подчинялись. При выборе супругов решающим был экономический вопрос: место жительства, совместные труд и лишние рабочие руки, зажиточность семьи. Хорошая репутация также имела большое влияние. Сергей Геннадиевич Григоренко говорит о том, что «чаще всего выдавали замуж и женили не по любви, а по желанию родителей. Но это было обусловлено опять же внешними факторами, нужно было выживать, поэтому часто искали материальную выгоду в женитьбе или замужестве… И это было далеко не только в крестьянских семьях, но и в дворянских!»

Но не нужно делать выводы о том, что такие браки были непрочными. Супруги были объединены общей заботой о детях и хозяйстве. Отсюда и пошла поговорка: «Стерпится - слюбится». Развод в крестьянской семье считался грехом и позором. Церковь придерживалась тех же позиций, но второй и третий брак был все же позволителен, хотя и встречался в крестьянских семьях крайне редко.

Роли мужчины и женщины были определены давними традициями русской деревни. Мужчина всегда был и оставался «главой семьи». Он распоряжался имуществом, руководил хозяйством и распределял обязанности всех членов семьи. Главенство мужчины в семье было вовсе не тоталитаризмом, а простым условием выживания. Женщина же в крестьянской семье также брала на себя достаточно большую долю обязанностей: домашнее хозяйство, воспитание детей, уход за скотиной, работа на земле. Поэтому в жены брали только здоровых, сильных, умелых и трудолюбивых женщин, а их красота уходила на второй план.

«Далеко не каждый мужчина мог быть главой в силу особенностей своего характера. Все помнят «Недоросль» Д. И. Фонвизина. В то время семьи, в том числе дворянские, жили по правилам Домостроя, но это не мешает самодурке Простаковой подчинить себе всех домочадцев, практически обезличить мужа… Это как раз прекрасный пример того, что в реальности все было часто не так, как в теории. Понятно, что в крестьянской среде Простаковой трудно было появиться, ей нужно было много работать и нянчить детей (прислуг у крестьянки не было), да и семья такая не могла бы выжить физически. То есть правила жизни, которые были в крестьянской среде, они были нужны для выживания… А не просто так, из-за того, что кому-то хотелось кем-то управлять. Этого требовала суровая действительность», - говорит Сергей Геннадиевич Григоренко.

В ведении семейного хозяйства принимают участие все члены семьи. В прошлом в крестьянских семьях было разделение труда на мужскую и женскую. Интересно, как современных реалиях выглядит это разделение и существует ли оно вообще.

«У нас нет гендерного неравенста. В цветочном бизнесе трудятся с основом женщины, поэтому мы полностью ориентируемся на их предпочтения, например, при выборе сортов. Разделение труда здесь самое обычное для всех индустрий - мы привлекаем работников для тяжелого физического труда, связанного с посадкой или обработкой почвы. Но так как много времени уходит на визуальную составляющую – то это, конечно, целиком женская работа», - поделились своим опытом создатели цветочной фермы «Fluffy Flower».

Светлана Сотникова рассказывает о том, что на селе все происходит естественным образом, и глупо это отрицать. «Если нужно построить сарай, и отнести тяжёлые бидоны - этим занимается мужчина. Женщина готовит еду, убирает дом. Но при этом женщины более выносливы, они создают атмосферу, поддерживают и во всем помогают. И у на нет никакой гендерной привязки, можно сказать, что полное равноправие».

На «Ферме Цветковых» большинство решений принимается совместно, без разделения на мужчин и женщин. Во внимание принимается мнение каждого, и четкого разделения на мужскую и женскую работу нет.

Современная сельская семья сохраняет некоторые признаки традиционной крестьянской семьи. Семейное хозяйство в таких семьях является основной экономической единицей, где все работают дома на себя. Подобные семьи придерживаются основных ценностей, таких как долг, семейная ответственность, доминирование родителей.

«Любовь к труду и созиданию – это те ценности, которые есть и будут у людей, занятых в сельском хозяйстве», - говорят создатели цветочной фермы «Fluffy Flower».

Светлана Сотникова рассказывает: «Например, всегда самому важному человеку в семье оставляют лучший кусок на обеде. Во всех сельскохозяйственных семьях еще с давних времен, тому, кто больше всех работает и зарабатывает, доставался самый большой кусок. И ни в коем случае не детям. У нас есть такой девиз: «всё лучшее взрослым», он полезен тем, что ребенок должен хотеть стать взрослым. Самое лучшее всегда достаётся тому, кто больше трудится. Не важно, сколько ему лет. Главное, что он что-то делает, поэтому его мнение ценно. Такие традиции естественным путём выработались в нашей семье».

Но при этом поведение и ценностные ориентиры детей сильно отличаются от традиционных. Дети все реже стремятся наследовать семейное дело. Не всегда планы детей совпадают с планами родителей. И главное отличие современных сельскохозяйственных семей от крестьянских в том, что родители не стремятся навязать своим детям свою идеологию и видение будущего. У каждого есть свой выбор и свои жизненные цели и ориентиры. Многие семейные пары начинают вести своё фермерское хозяйство в первую очередь именно из-за детей. Чтобы вырастить их на натуральных продуктах. Но это не значит, что осознанный выбор ребенка в последствии будет такой же.

«Я начал работать с отцом на работу лет с 6, именно работать с 10 лет. Но родители ни к коем случае не настаивали на том, чтобы мы продолжали свою карьеру в сельскохозяйственной сфере. Это самостоятельный осознанный выбор», - рассказывает Юрий Цветков.

Создатели цветочной фермы «Fluffy Flower» считают, что «в современном мире традиции привлечения детского труда себя исчерпали, и ребенок может сам выбирать, что ему нравится и чем он хочет заниматься. Родители должны предложить попробовать и понять, что интересно их малышу их помогать ему в этом».

В крестьянском фермерском хозяйстве «Инить» все происходит естественным путем. «Если родители работают, дети не могут просто так ходить улыбаться, играть в песочнице и требовать новое развлечение. У каждого ребенка есть главное желание с самого рождения находиться рядом с мамой и папой. И неосознанное желание - помогать. Если мама доит корову, то ребенок подаёт ведерко, мыть вымя. Моя дочь училась ходить под коровой, пока я работала. По мере сил ребенок начинает подключаться естественным путем и копировать родителей на 100%. На данный момент моему сыну 12 лет, и на него можно полностью положиться. На него могут возлагаться обязанности, которые не доверяют некоторым взрослым», - рассказывает Светлана Сотникова.

Сегодня сложно размышлять о жизни крестьян и примерять на себя их тяжёлую ношу. Многие ценности и морали того времени уже давно ушли в прошлое. Тяжело приходилось и мужчинам, и женщинам. Все нравы и традиции складывались в определенных условиях и имели определённый смысл. Современная фермерская семья по своей сути ничем не отличается от обычной. Все работают на благо семьи, прислушиваются к мнению друг друга и, главное, справляются со всеми трудностями вместе.

Автор: Анастасия Байкова.

Фото: pixabay.com.