В России собрались оградить детей от деструктивного контента в Сети: предложения, оценки
«Война за детей» В стенах Госдумы на уходящей неделе в очередной раз обсудили меры по защите детей от деструктивного контента. Речь идет не только об ограничениях в Сети, но и о создании нового позитивного контента для подрастающего поколения. Так например, депутат ГД, народный артист России Дмитрий Певцов считает, что сегодня идет «война за наших детей», которую мы проигрываем. «За наших российских детей очень активно воюют все страны, а наше участие какое-то недостаточное. То, что произошло за 30 лет с нашим образованием, воспитанием, культурой, искусством, телевидением, интернетом говорит о том, что мы эту борьбу проигрываем», – отметил, выступая в Госдуме, Дмитрий Певцов. Впрочем, политики пока не могут дать точное определение, что такое деструктивный контент для детей в Сети. В связи с этим пока приходится опираться на официальную статистику и ту информацию, которая блокируется в нашей стране регулятором. В прошлом году Роскомнадзор закрыл полмиллиона групп с опасным контентом, 25 тысяч из которых были связаны с пропагандой детских суицидов и 23 тысячи – с детской порнографией. Всего, начиная с 2017 года и по сегодняшний день, Роскомнадзор наложил запрет на деятельность 187 тысяч сайтов с детской порнографией. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, также выступая в Госдуме, заявила, что современные дети социализацию проходят в сети Интернет. Она считает, что большинство детей начинают использовать виртуальные сервисы в опережение своего психического развития, не обладая способностью критически воспринимать информацию в Сети. Конкретные предложения Таким образом, депутаты выражают обеспокоенность, но каких-то конкретных мер в виде законопроекта или дорожной карты по новым способам защиты детей от нежелательной информации пока нет. Впрочем, отчетливо звучит идея о том, чтобы ввести в школьную программу курсы виртуальной безопасности. Вице-спикер госдумы Петр Толстой даже предлагает заменить информатику. «Неплохая идея была высказана моим коллегой из комитета по информационной политике и информационным технологиям Антоном Немкиным о включении раздела о безопасности в интернете в школьный курс ОБЖ. Возможно, тот курс, который сегодня в школе называется «информатика», стоит вообще поменять и обучать детей ориентироваться на просторах интернета, понимать, как работают соцсети, как и какой монетизируется контент и какие есть правила информационной гигиены», – подчеркнул законодатель. По мнению Толстого, в 21 веке смешно учить детей примитивным азам программирования, когда все находятся в ТикТоке и Инстаграм и прекрасно там ориентируются и сами умеют создавать контент. А им преподают то, чему логично было учить в 70-е годы. «Осенью прошлого года наши интернет-компании подписали хартию безопасности детей в интернете, которая предполагает ограничения к вредному контенту для несовершеннолетних. Это хорошая мера, но это мера самоограничения. Такие меры обычно возникают, когда отрасль боится, что ее ограничат другие. Хорошо, что такую хартию подписали, однако мы видим, что на сегодняшний день этого недостаточно», – резюмировал Толстой. Первый заместитель председателя Комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ Александр Малькевич считает, что нужно корректно порекомендовать депутатам обратиться к имеющемуся зарубежному опыту, а именно китайскому и южнокорейскому. В Южной Корее до определенного возраста ребенок не может никакие приложения устанавливать на смартфон и по сути ничем пользоваться. А в Китае жестко лимитировано время, которое школьник может играть в видеоигры. Несложно взять эти законы и просто перевести на русский язык, говорит общественник. «А еще один действенный метод – тот, который давно лоббирует Общественная палата: обучение медиаграмотности. Но учебные программы и в школах, и в вузах никто не хочет кардинально менять. А зря. Тангенс и котангенс в жизни подростку не пригодятся, а знание того, как избежать педофилов в соцсетях, уберечься от кибербуллинга и защититься от кибермошенников и от фейков – это как раз те знания, которые нужны каждый день», – уверен Малькевич. А нужна ли борьба? Но мнение экспертов отрасли разнится с видением как депутатов, так и общественных деятелей. Руководитель специальности «Информационная безопасность и системное администрирование» ИТ Хаб колледжа Екатерина Старостина считает, что детей нельзя загнать в какой-то свой маленький детский интернет, дети живут не в своем маленьком детском мире. «В первом классе мы даем ребенку мобильный телефон с предустановленным детским интернетом. Там уже все настроено, нет возможности скачать никаких игр для старшего возраста. А человек растет. Но получается, что маленький человек не осведомлен о тех рисках и угрозах, которые есть в Сети. И когда он попадает во взрослую жизнь – на него обрушивается этот поток информации. К которой человек совершенно не готов», – рассуждает эксперт. Кибербезопасность начинается с психологии общения с ребенком, отмечает Старостина. Если нет доверительного отношения, то никакой позитивный контент не поможет. «Ребенок найдет возможность выйти в интернет из интернет-кафе. Можно еще усугубить ситуацию и, предположим, разрешать заходить в интернет по паспорту. А кто будет делать верификацию: свои данные паспорта ребенок ввел или родительские, или любого старшего товарища, которому исполнилось необходимое количество лет? Не хотелось бы жить в полицейском государстве и находиться под таким сетевым тотальным контролем, согласитесь», – подытожила преподаватель ИТ колледжа. С точки зрения психологии сам по себе контент, каким бы плохим и опасным он ни был, является неким нейтральным явлением в социальной жизни, отмечает психолог Александра Копецкая. А опасным его делает не содержание, а то, как человек на него реагирует. Именно люди решают, что для нас хорошо, а что плохо, что опасно, а что необходимо и благоприятно. «Нужно говорить не столько о том, чтобы деструктивный контент как-то вычищать из интернета, сколько говорить об ответственности родителей, которые должны научить детей правильно реагировать и отличать добро от зла и вредное от полезного. Безответственность родителей – вот с чем надо бороться», – подчеркивает Копецкая. Психолог отмечает, что если родители адекватно реагируют на содержимое тех файлов, которые они добывают в интернете, то следом за ними также реагируют и дети. В этой ситуации деструктивный контент теряет свою силу и популярность. Он перестает влиять на ребенка. «Мы же учим детей переходить дорогу, пользоваться острыми предметами, электричеством, не употреблять без разрешения лекарства… мы учим детей относиться определенным образом к тому, что небезвредно. Если мы будем сваливать все на интернет, то тем самым мы будем воспитывать и пропагандировать безответственное отношение к воспитанию детей», – резюмировала Александра Копецкая. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова