Войти в почту

Новый "перформанс" Аси Волошиной

На сайте премии появилось объявление об отмене московского представления "по организационным причинам". В связи с этим зрителям обещают полностью вернуть стоимость билетов (это можно сделать через кассу или ожидать прихода денег на карту, с которой они были приобретены). Напомним, постановка "Дания тюрьма" была номинирована на Национальную театральную премию "Золотая маска" 2022 года сразу в пяти номинациях: "Драма / спектакль малой формы", "работа режиссера (Петр Шерешевский)", "работа драматурга (Ася Волошина)", "женская роль (Полина Диндиенко)", "мужская роль (Александр Худяков)". Культурная пресса называла проект одним из самых любопытных претендентов на ведущую театральную премию страны в этом году. Правда, если судить по описаниям тех же изданий, спектакль был очень на любителя. Блог "Петербургский театральный журнал" так представлял постановку: "Петр Шерешевский ставит пьесу Аси Волошиной "Дания тюрьма" не буквально: он отказывается от идеи совмещать на сцене два плана – реальный (детскую комнату в тюремной гостинице, где по пьесе знакомятся Аня с Митей) и метафизический (некое пространство, где герои находятся под деревом в ожидании Годо, что бы это ни значило). "Театр на бумаге" – съезжает с листа, опрокинувшись в театральную реальность. На протяжении спектакля Аня пишет пьесу Аси Волошиной, в которой играет сама, пересоздавая текст заново" . Если мы правильно поняли, то событийный ряд превращается в этой постановке в пересказ. А вот то, поняли ли мы правильно или нет, теперь уже не представляется возможным выяснить – показ-то отменили… Остается верить в компетентность экспертов "Золотой маски", принявших эти номинации и отобравших спектакль в серию фестивальных показов. Кроме того, на сайте Камерного театра Малыщицкого указано: "Спектакль создан при поддержке Министерства культуры РФ". Это должно говорить об идейной и художественной состоятельности спектакля. Спектакль "ДАНИЯ ТЮРЬМА". Фото: ВКонтакте Что же могло случиться прямо в процессе фестивальных показов, чтобы пришлось отменять спектакль "Дания тюрьма" в столице и возвращать средства публике?.. Какой "организационный момент" помешал? Сайт "Золотой маски" не дает пояснений. Но есть и альтернативные источники информации. Телеграм-канал "Подковёрка" на днях републиковал пост и фото из одной из социальных сетей Аси Волошиной, посвященные российской спецоперации в Украине. Воспроизвести и даже пересказать своими словами ее выражение и описать фотографию никак невозможно: они подпадают под целый букет статей действующего законодательства. Общий же смысл таков: молодая драматургесса поддержала фашистский режим и оскорбила политику и первое лицо государства, в котором живет. Информация в телеграм-канале появилась до показа спектакля "Дания тюрьма", на основе его анонса. Автор заметки адресовал Союзу театральных деятелей РФ и лично его главе Александру Калягину обвинение, что тот "продолжает ходить по краю и осваивать политповестку". Также он задавался риторическим вопросом: в чью пользу Ася Волошина перечислит авторские за этот спектакль?.. Несколькими днями позже московскую демонстрацию спектакля отменили. Пожалуй, мы вправе сложить два и два – отмена показа связана с непозволительными сетевыми высказываниями драматурга. Приходится констатировать, что отмена спектакля "Дания тюрьма" – не единственная на этой "Золотой маске", имеющая политические причины. Еще 1 марта журнал " ТЕАТР." опубликовал материал Марины Шимадиной "На "Золотой Маске" отменяют спектакли и заменяют исполнителей", где перечислено несколько подобных случаев. Среди них – и пример дирижера Ивана Великанова, о котором ранее писал "Ревизор.ru". Все отмены имеют политическую подоплеку: деятели культуры восстали против политики своей страны в отношении Украины и ее режима. Сегодня, когда украинская спецоперация продолжается уже почти месяц, очевидно, что это событие раскололо пополам в том числе и культурные процессы. Казалось бы, культура была призвана во все времена служить объединяющей силой, "языком" прогрессивного человечества. Но находятся люди, которые умудряются и ее превратить в служанку политической конъюнктуры. Недаром в официальном комментарии журналу "ТЕАТР." директор Театра на Таганке Ирина Апексимова объяснила своё решение о расторжении договора с одним из коллективов-участников "Золотой маски" тем, что "показ спектакля “Золотой петушок” вышел за рамки театрального проекта". Пора задать сакраментальный вопрос Максима Горького: с кем вы, мастера культуры? Пролетарский классик обращался к американским корреспондентам. Нам, к сожалению, приходится обращаться к россиянам – людям, говорящим на одном языке с нами, читающим одни и те же книги, имеющим, казалось бы, одни и те же базовые культурные ценности. С кем вы, мастера культуры? Почему позволяете себе высказываться против политики своего государства? Чем она лично вас не устраивает? Вообще-то мы знаем: многие мастера культуры уже выбор свой сделали не только словом, но и делом. Список уехавших в другие страны ширится с каждым днем. Между прочим, это люди, никак не "обиженные" тем самым государством, с которым они вдруг решили разорвать все отношения. Это известные и востребованные артисты, режиссеры, телеведущие, литераторы и пр. Та же Ася Волошина была в очевидном фаворе! Ее называли "главным российским драматургом новой школы". Портал "Собака.ру" предварил интервью с Асей врезкой: "Пьесы самого яркого драматурга новой школы ставят театры от БДТ до МХТ, а Юрий Бутусов даже открыл в Театре Ленсовета посвященную ее творчеству лабораторию". В довершение всего Волошина была лауреатом премии портала "Собака.ru ТОП 50 Самые знаменитые люди Петербурга" за 2020 год и не так давно выпустила книгу "Гибнет хор". Её никак нельзя причислить к "униженным и оскорбленным", "голодным художникам". Не забудем, что и спектакль по ее пьесе "Дания тюрьма" состоялся благодаря Министерству культуры РФ!.. Еще недавно драматург, получается, спокойно принимала государственную поддержку. А теперь объявила государству очень специфическую "благодарность"… То же самое сделали все прочие культурные деятели, пользовавшиеся всеми благами сотрудничества с государственной культурной сферой РФ, бывшие, можно сказать, под покровительством власти – а теперь объявившие своей стране вотум недоверия и поддержавшие, словом или делом, фашиствующий режим. А ведь от мастеров культуры общественность ждет принципиальности, твердости, нравственной позиции! Очень горько наблюдать такое "переобувание в воздухе". Тяжелый период пройдет. А разочарование в некоторых деятелях культуры останется.

Новый "перформанс" Аси Волошиной
© Ревизор.ru