Татьяна Буцкая: Часть маткапитала нужно разрешить брать деньгами

В Росрезерве должны храниться запасы не только тушенки и медикаментов, но и лечебных молочных смесей для малышей. С таким предложением депутаты обратятся в Минздрав и Минсельхоз, как только соберут необходимую статистику, рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. Кроме этого, она считает важным принять законопроект о поддержке грудного вскармливания и разрешить родителям забирать неиспользованные остатки материнского капитала наличными.

Татьяна Буцкая: Часть маткапитала нужно разрешить брать деньгами
© Парламентская газета

- Татьяна Викторовна, как сдержать цены на детское питание, особенно на молочные смеси, которые жизненно важны, если мама не может кормить ребенка сама? И чтобы такие смеси точно были в наличии?

- Давайте успокоим родителей. У нас с производителями и поставщиками молочных смесей все хорошо. Мы слышали заявления от Danone, знаем позицию Nestle — они продолжают работать в России. Есть и наши российские производители, и сейчас для них наступает золотое время, когда им не надо бороться с западными миллиардами, которые вливаются в рекламу и продвижение. Думаю, пройдет буквально полгода, и мы увидим, как наши предприятия расправят плечи. Но для этого их надо поддержать.

Например, складывается ситуация, что таможенная пошлина на ввоз зарубежного детского питания в несколько раз ниже, чем на ввоз ингредиентов, которые нужны для производства отечественных смесей. Это, например, витаминно-минеральные премиксы, которые делают всего на четырех заводах в мире — в Китае, Индии и Европе. В «Единой России» создали экспертный совет, который занимается этими вопросами, и мы выйдем с пакетом инициатив, в том числе по снижению пошлин для наших производителей.

Кроме того, я считаю, что запас детского питания, по крайней мере лечебных детских смесей, должен быть в Росрезерве. Да, сейчас проблем с поставками нет, но нельзя допустить, чтобы в случае какой-то чрезвычайной ситуации дети остались без необходимой продукции. Какие именно смеси хранить, для детей с какими диагнозами — это вопрос для обсуждения. Например, педиатр может назначить особое питание, если у ребенка аллергия, непереносимость белков коровьего молока, постоянные срыгивания, запоры, врожденные заболевания. Сейчас мы собираем статистику по числу малышей с такими патологиями. Уже с ней мы обратимся в Минздрав и Минсельхоз, чтобы одно из министерств подало в Правительство заявку о введении в Росрезерв такой категории, как детские смеси.

Теперь о ценах. Это очень болезненный вопрос, особенно для тех, кто покупал сухие молочные смеси, которые и так стоили немало. А сейчас приходишь в магазин и видишь цену уже не полторы, а три тысячи рублей. Надо понимать, что эти цифры связаны в том числе с тем, что раньше мы жили в период «желтых ценников»: акций, спецпредложений. Сейчас компании от них уходят. Плюс добавляются затраты, которые компании несут из-за проблем с логистикой, смены поставщиков, удорожания упаковки. Производители тех же самых молочных смесей поднимают цены на 10 процентов. Но если вы видите, что даже после отмены акций цены продолжают расти или они резко увеличились — в четыре, в пять раз, — это повод, чтобы обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Можно отправить сообщение мне — я собираю обращения и отправляю по ним запросы.

Важно сказать, что все существующие меры поддержки самих семей остаются, на них есть деньги в бюджете. Хочу обратить внимание и на слова президента о повышении минимального размера оплаты труда. А это значит, что выплаты на детей смогут получить больше родителей. Те, кто раньше не мог на них рассчитывать по уровню дохода, теперь смогут их получить.

- Какие еще инициативы вы готовите?

- Считаю, что нам необходим закон о поддержке грудного вскармливания. Сейчас мы прорабатываем предложения врачей, чтобы выйти с таким законопроектом.

Первое, что в нем могло бы быть, — это пропаганда и реклама грудного вскармливания. Второе — это поддержка медицинских учреждений и родильных домов, где женщины лежат в палатах вместе с детьми, а новорожденных сразу кладут на грудь мамам. Третье — мы должны поддержать создание банков грудного молока в перинатальных центрах, чтобы те мамы, у которых возникли временные проблемы с грудью, могли получить для своих малышей молоко, которое сцедили и заморозили другие женщины. И четвертое — нужно ввести преференции для самих кормящих матерей. Это может быть специальное питание, преференции со стороны работодателей, выплаты.

Надо понимать, что ни одна смесь никогда не сможет заменить грудное молоко, и давать ее ребенку оправданно, только если его нельзя кормить грудью по каким-то показаниям или у женщины нет молока. Но истинная гипогалактия, когда молоко не вырабатывается, встречается только в 2—3 процентах случаев. И до 10 процентов случаев, когда необходимо смешанное вскармливание и грудным молоком, и смесью. В остальных ситуациях мы должны бороться за грудное вскармливание, объяснять его преимущества.

Например, на баночках со смесью пишут, что в них есть жирные кислоты и ребенок, употребляя их, станет самым умным. Но там не пишут, что в грудном молоке жирных кислот в сотни раз больше. Я считаю, что надо писать правду: в банке одна сотая того, что может дать своему ребенку мама.

- Это тоже может быть включено в законопроект?

- Да. У нас в комитете есть несколько и других законопроектов, которые могут помочь молодым родителям. Например, один из них четко определяет, что женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, может выйти на работу на полставки и одновременно продолжать получать государственное пособие по уходу за ребенком.

Также мы прорабатываем инициативу, чтобы родители могли получить наличными остатки материнского капитала. Например, может быть такая ситуация: в декабре родители написали заявление, чтобы всю сумму маткапитала перечислили на покупку жилья, а в начале следующего года ее проиндексировали, и часть средств осталась невостребованной. Сумма не больше 25 тысяч рублей, ее уже ни на что не потратить. По данным Счетной палаты, такие остатки есть у восьмисот тысяч граждан.

В комитете есть законопроекты о возможности оплатить материнским капиталом частные детские сады, открытые индивидуальными предпринимателями, и о поддержке пап, чтобы они могли, как и мамы, пройти переобучение, пока находятся в отпуске по уходу за ребенком.