От 3D-моделирования до хореографии: чем занимаются юные москвичи после школы

Свободное время — самый ценный ресурс, и его нельзя тратить впустую, считают столичные школьники. Внеурочные часы они проводят в кружках по робототехнике, хореографии, вокалу, актерскому мастерству, изобразительному искусству и другим направлениям. Там ребята не только ищут себя, но и развивают навыки для будущей профессии. Сегодня в кружках дополнительного образования занимаются более миллиона человек.

От 3D-моделирования до хореографии: чем занимаются юные москвичи после школы
© Mos.ru

Как сконструировать экзоскелет, починить микросхему и стать телеведущим — в материале mos.ru.

Раскрыть потенциал ребенка

В городских учреждениях дополнительного образования каждый ребенок сможет найти то, что ему понравится. Только во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара доступно более 1,5 тысячи кружков и секций, а также бассейн, картинг, ИТ-полигон.

Наибольшей популярностью пользуются технические направления, которых во дворце более 200. На занятиях по программированию дети учатся создавать мобильные приложения, на робототехнике осваивают работу сложных механизмов, а направление «Умная среда» позволяет придумывать проекты по совершенствованию города — например, систему умной подсветки, экологичный монорельс для перемещения по парку или робота-проводника для пожилых людей.

«Дополнительное образование сегодня незаменимо для детей и молодежи. Кружки и секции помогают юным москвичам найти интересное занятие, раскрыть потенциал, развить способности, самоопределиться, узнать что-то новое, а главное — реализовать собственный проект», — отмечает Елена Молчанова, заместитель директора Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара.

Школьники работают с макетами домов, взлетно-посадочных полос и самолетов, создают аппараты для плавления снега и протезные шины. И каждый стремится сделать свою работу полезной.

Сделать протез и собрать экзоскелет

Внести вклад в развитие науки и облегчить жизнь людей мечтает воспитанник Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара Дмитрий Суриков. В 13 лет он собрал роботизированный протез руки, на это его вдохновили занятия в кружке «Робомастер».

«В детстве я мечтал собрать похожего на человека робота, чтобы он помогал по дому и можно было весело проводить с ним время. Чтобы больше об этом узнать, три года назад я начал заниматься робототехникой. На занятиях многому научился, нашел друзей и понял, что могу смастерить что-то полезнее робота. Решил сделать протез — роборуку со сгибающимися пальцами», — рассказывает Дмитрий.

Сначала школьник создал макет изделия, разработал код и написал программу, затем сделал 3D-модель и проверил, подходят ли друг другу детали. Последний шаг — сборка. Сейчас модель роборуки полностью готова.

Чтобы получить оценку экспертов, Дмитрий представил проект на городских научно-практических конференциях «Инженеры будущего» и «Старт в медицину», где уже прошел отборочный этап. Теперь ему предстоит продемонстрировать возможности своего изобретения в следующем этапе.

«Робототехника помогла мне правильно занять время: вместо телевизора и компьютерных игр я посвящаю его развитию. Полученные знания и навыки я могу применить даже дома: починить, например, телевизор или другой бытовой прибор, ведь я знаю, что такое микросхемы и как они работают», — отмечает Дмитрий.

Он уверен, что впереди его ждут еще более смелые проекты, а в будущем планирует связать жизнь с электроникой и стать инженером.

Робот-манипулятор и цифровая лаборатория: как тестируют новые технологии в образовании

Реализоваться в этой области мечтает и десятиклассница Маргарита Ефимова. Семь лет она занимается робототехникой в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах. За это время Маргарита научилась паять, пользоваться дрелью и ножницами по металлу.

Полученные знания и навыки школьница уверенно применяет в быту. Прошлым летом Маргарита смастерила на дачном участке небольшой акведук для полива грядок — соединила обрезки труб, сделала развилки и пустила по ним воду из колодца, избавив семью от необходимости носить тяжелые ведра.

Любимому делу Маргарита посвящает все свободное время, застать ее на занятиях можно даже в выходные. Сейчас она работает над созданием привода экзоскелета.

«Я разрабатываю пневматическую мышцу. Это механизм чуть меньше 40 сантиметров с креплениями и трубкой для подачи воздуха, который можно использовать как привод для роботизированного костюма — экзоскелета. В таком костюме человек сможет поднимать тяжелый груз или развивать большую выносливость, ведь механизм берет нагрузку на себя. Экзоскелет может стать незаменимым помощником для строителей или пожарных, чья работа связана с тяжелыми физическими нагрузками. Сейчас мой прибор выдерживает до семи килограммов веса», — рассказывает Маргарита.

Останавливаться на достигнутом старшеклассница не собирается. В будущем она планирует заняться программированием и научиться работать с микросхемами, а после выпуска из школы мечтает стать 3D-визуализатором.

Призвание — артист

Кроме технических направлений, как и прежде, популярностью пользуются творческие кружки. Например, двенадцатилетнюю Сабину Конкину с детства интересовало творчество. В три года она стала заниматься хореографией и вокалом в детском музыкальном театре «Домисолька», чуть позднее к этому добавились игра на фортепиано и актерское мастерство.

Занятиям школьница посвящает четыре дня в неделю: разучивает песни и танцевальные элементы, работает над артистизмом. В свободное время она поет в трио, в составе которого готовится выступать на вокальных конкурсах. Обилие занятий Сабину не утомляет, а только мотивирует: уже в пять лет девочка стала ведущей концерта на стадионе «Лужники».

«Я хорошо помню свой первый выход. В тот день заболел мой соведущий, пришлось срочно искать замену. Пока мы ждали, я выучила и его текст тоже, потом на сцене аккуратно подсказывала новому соведущему, и это помогло нам обоим не растеряться. Тогда меня заметили и стали приглашать вести разные мероприятия. Кстати, мой самый серьезный концерт в жизни тоже был в “Лужниках”, но тогда я не вела, а пела почти для 80 тысяч человек. Заряд энергии получила невероятный», — вспоминает Сабина.

Школьница уже выступала ведущей на празднике в честь Дня славянской письменности и культуры на Красной площади, на концерте «Поют правнуки Победы» в Музее Победы, ее также можно увидеть на ТВ-каналах в образовательных передачах. Занятия по актерскому мастерству помогли Сабине не растеряться в кадре, быстро освоить работу с суфлером и не испугаться импровизировать.

«Благодаря внешкольным занятиям в “Домисольке” у меня появилось столько возможностей! Я могу искать, пробовать и развиваться. Сегодня у школьников нет времени лениться — можно найти любимое дело и уделить ему все свободное время. А сейчас его у нас намного больше, чем будет во взрослой жизни, когда придется выбирать профессию», — рассуждает школьница.

Сабина еще не решила, кем хочет стать, — она планирует попробовать как можно больше направлений до того, как ей предстоит окончательно определиться с выбором.

От репортажей до роботов: как московские школьники выбирают профессию

Поймать вдохновение

Творчеству свободное время посвящает и семиклассник Михаил Баев. Пятый год он занимается в студии «Юный художник» центра внешкольной работы «Синегория». За это время Михаил Баев научился рисовать натюрморты, пейзажи и портреты, работая карандашом, красками, мелом и углем. В коллекции юного художника уже более 50 картин.

На переменах в школе Михаил нередко рисует на полях тетрадей, а затем спешит в студию, чтобы перенести идею на холст. Вдохновение он находит повсюду и всегда старается замечать детали.

«Чтобы нарисовать, например, корабль в море, нужно не только изобразить корму и мачту, но и прорисовать все незаметные на первый взгляд детали: морскую пену, ветер и птиц. Этому нас учат на занятиях. Еще важно внимательно смотреть вокруг, видеть объем и тени, различать несколько оттенков одного цвета», — объясняет школьник.

Чтобы ничего не упустить, Михаил подходит к каждой картине как к проекту, воплощает его не спеша и вдумчиво. На создание одной композиции может уходить от пары часов до нескольких месяцев. Один из своих натюрмортов — картину размером с лист ватмана — юноша рисовал почти год.

Самой важной работой Михаил считает портрет бабушки, над ним он трудился почти два месяца. Этот жанр дается школьнику пока сложнее всего, но он продолжает совершенствоваться.

Михаил еще не знает, станет ли рисование частью его будущей профессии, но уже сейчас подходит к делу серьезно. Не первый год он представляет работы на оценку жюри городского конкурса изобразительного искусства «Арт-палитра» и городского открытого конкурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству «Нет краше Родины нашей!». В 2021-м школьник стал дипломантом третьей степени и теперь активно трудится, чтобы в будущем улучшить результаты.

Робототехника, хореография, боевые искусства: как записать ребенка в кружок или секцию на mos.ru

Записать ребенка в дома творчества, кружки или спортивные секции можно на mos.ru в разделе «Образование» («Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества»). Для этого не требуется личный визит в образовательную организацию. Родители могут подать онлайн-заявку на обучение, выбрав удобный район или станцию метро, учреждение, а также интересующее ребенка направление.