Войти в почту

От «Мойдодыра» до «Мухи-Цокотухи»: 140 лет назад родился знаменитый сказочник Корней Чуковский

«Краденое солнце», «Мойдодыр», «Доктор Айболит» – на этих сказах выросло не одно поколение детей. 140 лет назад родился знаменитый сказочник Корней Чуковский. Но мало, кто знает, – писатель не только сочинял истории для детей, он также был литературоведом и переводчиком. Корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева побывала в доме Чуковского, где сохранилось все, как при его жизни.

От «Мойдодыра» до «Мухи-Цокотухи»: 140 лет назад родился знаменитый сказочник Корней Чуковский
© Мир24

«Я вас всех сейчас приглашаю в сказку» – так Корней Чуковский звал к себе в гости в Переделкино. В писательском городке он провел последние 30 лет жизни. Вот его любимый стол. Наброски сказок, потертый календарь, телефон, который часто отвлекал от работы. И пейзаж – все то же дерево.

«Это дерево, на котором был скворечник, где вместо скворцов жили белки. Он вглядывался в него, подыскивая следующую строчку», – сказал директор музея Павел Крючков.

Крючков также говорит: чтобы понять Чуковского, нужно прийти к нему домой. Вещи говорят за него. Вот крокодилы из слоновой кости, ведь Чуковский первый ввел в сказки африканских животных.

«Едут и смеются, пряники жуют»: эти простые строчки Чуковский писал весь день, рифма давалась ему нелегко. Но именно звучащие сказки, был уверен писатель, нужны детям. Первую сказку Чуковский сочинил случайно. Чтобы отвлечь сына в поезде, придумал «Крокодила».

«Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха». Сказки выходили одна за другой. Дети их запоминали, прочитав лишь раз. В сказках Чуковского узнаются и другие произведения.

«Это не слова повторяются буквально, а сама музыка. «И говорит Гиппопотам…» – это «Мцыри» Лермонтова. Или вот «И грянул гром...» – это прямая строчка из пушкинской «Полтавы», – объяснил Павел Крючков.

Но у сказок Чуковского мог быть и недобрый конец. Их запрещали, не печатали. В невинных образах увидели запретное: в «Тараканище», например, пародию на Иосифа Сталина. Сказки писателя стали печатать только при Хрущеве. Внуки генсека любили засыпать под «Мойдодыра». Чуковского любили и взрослые. Гагарин от радости при встрече поцеловал писателю руку, Репин писал его портреты, Маяковский посвящал стихи.

Перед его творчеством преклонялись и за границей. В Оксфордской мантии он получал премию в Лондоне за труды по Некрасову.

«Корней Иванович отдал Некрасову почти 60 лет свой жизни. Написал о нем несколько книг. За последнюю большую книгу «Мастерство Некрасова» получил даже Ленинскую премию», – отметил Крючков.

Занимался и переводами. Это благодаря его легкому стилю мы читаем «Робинзона Крузо», «Тома Сойера» и «Шерлока Холмса».

«Он знал Артура Конан Дойла лично, он гулял с ним по Лондону. Когда умер Генри, Корней Иванович писал ему некролог. Они не встретились с Киплингом, потому что тот уехал на фронт. Но Чуковский перевел «Рикки-Тикки-Тави», – подчеркнул директор музея.

Чтобы советские дети могли прочитать эти книги, Чуковский построил в Переделкино библиотеку. Туда часто в юности ходила писательница Дарья Донцова. Чуковский открыл для нее романы Дюма.

«Он говорит: «Ты читала «Графа Монте-Кристо»?» Я говорю: «А что это?» Он говорит: «Пошли со мной». Отвел меня к себе и дал «Графа Монте-Кристо». Я пропала! Я прочитала за то лето все, что имелось у Корнея Ивановича», – рассказала писательница Дарья Донцова.

А еще Дарья Донцова участвовала в пьесах, которые писал для детей Чуковский. Спектакли ставили во дворе его дома. Чуковский любил приглашать к себе в гости в Переделкино детей. Летом устраивал для них фестиваль «Костер». На площадке разжигали огонь, а вокруг рассаживались гости, перед ребятами выступали известные писатели и поэты. Корней Чуковский очень хотел, чтобы дети вживую услышали, как сами авторы читают стихи и рассказы.

Дача писателя в Переделкино и сегодня место детского паломничества. Здесь, как и завещал Чуковский, приглашают в мир волшебства. Без назиданий и нравоучений, вот уже больше века, Чуковский учит и современных детей доброте и состраданию. Корней Чуковский – самый издаваемый в Советском Союзе и России автор детской литературы. Так, тираж его книг за 2017 год превысил два миллиона экземпляров.