Диана Гурцкая о личном опыте адаптации: «Когда я родилась, у многих окружающих была одна реакция – обуза и беда»
Диана, проводимые исследования различными аналитическими центрами наглядно демонстрируют: люди осознают, что у инвалидов есть проблемы. Но они стараются максимально дистанцироваться от этих проблем. Что нужно сделать, чтобы размыть границы и изменить отношение общества? — Государство очень многое делает на сегодняшний день для улучшения качества жизни людей с инвалидностью. И несмотря на данные, которые вы привели, я считаю, что меняется отношение общества к людям с инвалидностью. Важно, чтобы людей, а особенно детей с инвалидностью видели с другой стороны: понимали, какие они удивительные, талантливые и целеустремленные. Вот с этой стороны нужно, чтобы общество посмотрело на нас. Побывайте на фестивале, где поют инвалиды, или посмотрите спектакль – вы будете поражены, как удивительно играют и выступают эти люди, как тонко они чувствуют. Это поможет переломить отношение. Но вы правы – о проблеме надо говорить много и часто. Сколько раз возникала ситуация, когда бабушка здорового ребенка уводит упирающегося малыша из песочницы, только бы он не играл с ребенком-инвалидом. Что в голове у этой на вид милой бабушки – непонятно. Возможно, она пытается оградить свое чадо и сделать так, чтобы ее внук не знал, что бывают особенные люди. Именно здесь я вижу корень проблемы, когда впоследствии человек дистанцируется и старается не замечать людей с инвалидностью. Все идет из детства, его так приучили – не замечать, уходить из песочницы. А какие подвижки есть в плане реальной помощи инвалидам? — Время не стоит на месте – сегодня можно поднимать вопросы не просто о доступной среде, а о ее улучшении: во времена моей юности это было невозможно. И инклюзивные подходы, и социокультурная реабилитация – все это стало возможным только в последние десятилетия. Раньше об этом и мечтать не приходилось. Сейчас есть подвижки по вовлечению инвалидов и в сферу культуры, развивается образование для таких, как мы. Работают над тем, чтобы становились доступнее финансовые услуги. А уж о цифровых технологиях и говорить нечего – я постоянный пользователь очень большого количества гаджетов и программ, облегчающих жизнь. Вспоминаю свое детство… Колоссальная разница с тем, что мы видим сейчас. Единственное, что было доступно в мое время, и то не буду даже говорить, чего это стоило моим родителям – это устроить меня в школу для незрячих детей. Насколько сейчас больше возможностей! Хочу сказать родителям, что крайне важная составляющая для особенного ребенка – это именно образование. Это первый шаг, чтобы дальше ребенок пошел по тому пути, который он выберет. Мой папа, например, хотел, чтоб я стала филологом. Но я выбрала музыку. Трудно пришлось вашим родителям? — Знаете, я же даже долгое время не понимала и не осознавала, что чем-то отличаюсь от других детей. Да, я приставала к маме с расспросами – почему вы меня не отправляете в школу? Ведь я видела детей, которые с радостными возгласами по утрам проходят мимо моего дома, а я никуда не иду. Я представляю, как было больно маме объяснять мне, находить правильные слова. Но я помню ее улыбку в этот момент. Я ее могла чувствовать. Она говорила со мной и улыбалась. Она сказала, что я обязательно пойду в школу, просто надо немножко потерпеть. И в один прекрасный день позвали меня на семейный совет и сказали: «Ты хотела в школу? Вот и поедешь в школу». Оказалось, что меня как раз сумели устроить в школу для незрячих, которая находилась в Тбилиси, в 500 км от дома. Только вот в тот момент я, пожалуй, поняла, что чем-то отличаюсь от других детей. Но наконец-то школа, новые друзья… Я так была вовлечена и увлечена, что осознание того, что я «другая» прошло для меня легко. Когда я, незрячий ребенок, появилась в семье, то была однозначная реакция у многих окружающих – обуза и беда. Меня спасла невероятная родительская любовь, их интуиция. Они понимали, что надо ребенка развивать. В какие только инстанции ни обращались. Но было такое время, когда, скорее, отмахивались от проблемы и лучшее, что могли сделать – это развести руками, что «ничем помочь не можем». Главное – любить своего ребенка и верить, верить и еще раз верить. Кто ваши жизненные ориентиры? Кто, кроме родителей, помогал в жизни советом? — Для меня потрясающим примером является удивительный человек Олег Николаевич Смолин (депутат Государственной Думы, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», является слепым от рождения. – Прим. ред.), Михаил Борисович Терентьев (депутат Государственной Думы, параолимпийский чемпион. – Прим. ред.). Это потрясающие люди, у которых я многому учусь, и для меня они являются примером. Мне повезло: очень много в моей жизни таких потрясающих людей, которые мне помогали, направляли в нужное русло. Теперь стараюсь помогать я, чем могу. Я буквально вчера разговаривала со своей племянницей, которая никак не может определиться с выбором профессии, с выбором пути. Она говорит: «Я не уверена, смогу ли». Я настаиваю – никогда не задавайте себе этого вопроса. Сможете! Не пускайте в душу сомнение. Гладко будет не всегда, но получится все. *Примечание автора: поразило то, как часто в разговоре Диана Гудаевна употребляла слово «вижу». Пожалуй, именно такие нюансы и меняют отношение к людям с инвалидностью. Гурцкая действительно «видит», возможно больше, чем многие из нас… Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский