Мария Фомичёва: «Дети мгновенно видят фальшь»
В апреле в репертуар Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац на проспекте Вернадского вошёл иммерсивный музыкальный спектакль «Сны Каштанки» по рассказу Антона Чехова. Режиссёр спектакля Мария Фомичёва рассказала о необычной постановке и о любимых местах в Юго-Западном округе.
– Мария, в чём, по-вашему, уникальность Театра имени Сац?
– Абсолютно во всём! Во-первых, в том, что более 55 лет назад он создан как первый и единственный в мире оперный театр для детей, целью которого было приобщать самых юных зрителей к наиболее сложным жанрам – опере и балету. Во-вторых, с самого начала в этом театре наряду с классикой ставились спектакли, созданные специально для его труппы. Например, всемирно известная симфоническая сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева. В-третьих, само здание театра, напоминающее не то дворец, не то замок, уникально. В моей жизни это огромная удача – войти в коллектив такого театра. Я обучалась в ГИТИСе в мастерской Георгия Георгиевича Исаакяна – художественного руководителя Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. Мастер и пригласил меня на работу в театр.
– Какие впечатления у вас возникли, когда только познакомились с труппой, и как вам работается с актёрами театра сейчас?
– С некоторыми мне знакомиться не пришлось: в нашем театре много молодых артистов, которые тоже обучались в ГИТИСе, на факультете музыкального театра, на параллельных курсах. Благодаря этому вхождение в коллектив было довольно плавным. А ещё особенность труппы Театра имени Сац в том, что артисты старших поколений очень по-доброму относятся к новичкам. Поэтому, приступая к постановке «Снов Каштанки», мы прекрасно понимали, чего ждать друг от друга. Жанр произведения открывает огромные ресурсы для актёрской выразительности.
– Сложная была работа?
– Выпуск спектакля – это длительный и волнующий процесс рождения нового. А видеть потом, как живёт это создание, как работа большого коллектива, в который входишь и ты, приводит к итогу, к премьере, на которой ты наблюдаешь живую реакцию зрителей… Это энергетически затратный, но и очень наполняющий впечатлениями, эмоциями процесс.
– Кстати, как возникла идея поставить «Сны Каштанки» именно в иммерсивном формате?
– На это решение подтолкнул формат цикла « Re-конструкция», который придумал режиссёр Георгий Исаакян. Дело в том, что сейчас Большая сцена театра находится на реконструкции. Чтобы не простаивать в её отсутствие, нашим художественным руководителем и был придуман цикл. Спектакли проводятся в фойе Большой сцены, которое очень большое. И на пространственное, иммерсивное решение «Снов Каштанки» тоже вдохновила уникальность архитектуры фойе. Таким образом, во время реконструкции Большой сцены мы не лишились основной площадки, а приобрели новые возможности.
– Чем необычен новый спектакль помимо отсутствия пресловутой «четвёртой стены»?
– В этой работе несколько особенностей. Главная, конечно, в пространственном, иммерсивном решении постановки. Спектакль охватит всё пространство фойе. Это «путешествие» по театру и по сюжету рассказа Чехова начнётся в нижнем фойе Большой сцены, у зимнего сада. Далее – гардероб. Часть действия пройдёт там. Затем вслед за Каштанкой мы переходим в просторное верхнее фойе, где будут расположены сцена и зрительские сидячие места. Иммерсивную особенность спектакля подчеркнёт и передвижение оркестра. Исполнительский состав – ещё одна особенность постановки. Изначально Михаил Броннер написал музыкальное произведение для чтеца и камерного оркестра с необычным составом: помимо традиционного камерного состава в нём ещё есть аккордеон, балалайка, саксофон и фортепиано. Но главное – сохранён полностью весь текст рассказа Чехова, все семь глав «Каштанки» без единой купюры.
– Как считаете, почему при тысячах драматургов по-прежнему так актуален именно Чехов?
– Об этом прекрасно сказал композитор Михаил Броннер: чеховские образы подталкивают к их драматургическому воплощению. Неслучайно проза Чехова становилась основой и балетных постановок, и кинофильмов. Михаил Борисович рассказывал, что уже в зрелости перечитав «Каштанку», поразился яркости, рельефности персонажей, которые так и просятся на сцену.
– В Театре имени Сац зрители – преимущественно дети. Это строгая публика?
– О да! Дети мгновенно видят фальшь, и они не будут скрывать эмоций, не смолчат. В том, что им неинтересно, можно будет убедиться сразу, ведь если ребёнку скучно, он начнёт вертеться, отвлекаться, будет сразу понятно: что-то не так, его не цепляет происходящее на сцене. Поэтому так важны в детских постановках внятно рассказанная история, эмоциональная искренность и динамика. И в этом смысле иммерсивный спектакль с передвижениями, заложенными в этом жанре, должен увлекать детей самых разных возрастов.
– Есть ли у вас свободное время в таком графике? Когда хочется развеяться, куда отправляетесь?
– Работу в театре неслучайно называют службой: на самом деле она занимает практически всё время. Но иногда выхожу погулять по зелёным зонам Юго-Западного округа. Здесь великолепные парки, а природа всегда вдохновляет и успокаивает. В Гагаринском районе рядом с Театром имени Сац есть очень уютный парк 40-летия ВЛКСМ в Университетском проезде. Там тихо, несмотря на близость проспекта Вернадского. Из этого парка можно дойти до парка Дворца пионеров. Это уникальное место, памятник архитектуры советского модернизма. Такое ощущение, что в этих парках ты остаёшься наедине с природой.
Топ-5 спектаклей Театра имени Н. И. Сац
«Волшебник Изумрудного города» (ближайшие показы 30 апреля и 1 Мая). Жизнеутверждающий мюзикл давно любим и детьми, и взрослыми за увлекательное воплощение сказки о путешествии Элли.
«Вредные советы» (ближайшие показы 23 и 24 апреля). Одна из последних новинок в репертуаре Театра имени Сац, весёлая и озорная опера на музыку Михаила Броннера по легендарной книге Григория Остера.
«Кошкин дом» (ближайшие показы 29 и 30 апреля). Самая первая постановка Театра имени Сац для самых маленьких. Эта 35-минутная опера исполняется в фойе, чтобы максимально стереть границы между малышами и артистами. Дети неизменно в восторге от такого погружения в сказочный мир героев.
«Чиполлино» (ближайшие показы 2 и 3 мая). Ещё один новый спектакль, этот балет стал обращением к бессмертной партитуре Карена Хачатуряна, которая дала жизнь и знаменитому мультфильму.
«Сны Каштанки» (расписание показов появится в ближайшее время на сайте teatr-sats.ru). Действие иммерсивного спектакля происходит в фойе и гардеробе театра.
ДОСЬЕ
• Родилась в Магаданской области. • Окончила РАТИ-ГИТИС, специальность – актриса музыкального театра. • Режиссёр спектаклей «Лунный Пьеро» и «Сон (Пёрселла) в летнюю ночь (Бриттена)».
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ