«Мы боимся подходить к детям»: тренеры рассказали о ситуации в Центре спортивной гимнастики

Центр Евгения Подгорного в Новосибирске – одна из самых первоклассных спортивных площадок такого формата в России. Но она не может жить без профессионального тренерского состава. Поэтому скандал, связанный с проверкой Следственного комитета, стал серьезным испытанием для Центра спортивной гимнастики, который уже понес существенные кадровые потери.

СКАНДАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СК

В начале апреля стало известно о том, что сотрудники Заельцовского межрайонного следственного отдела СУ СК по НСО проводят проверку по факту жестокого обращения с ребенком тренером ГАУ НСО «ЦПСГ Евгения Подгорного».

— Возбуждено уголовное дело в отношении 41-летнего тренера по признакам преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ - ненадлежащее исполнения обязанностей лицом, оказывающим социальные услуги, если это деяние совмещено с жестоким обращением с несовершеннолетним. По данным следствия, фигурант по делу, являясь тренером, на которого возложены обязанности по проведению тренировок по спортивной гимнастке, неоднократно наносил мальчику удары по различным частям тела, — сообщила Екатерина Петрушина, пресс-секретарь СКР по НСО.

Так, неожиданно для себя этой весной и тренеры, и руководство Центра, и родители, и даже дети оказались в эпицентре скандала. В результате из обоймы выпали сразу три тренера. Один уволился, двое отстранены от работы.

— Нам сейчас катастрофически не хватает тренеров. На данный момент такая накаленная ситуация в зале, что тренеры иногда даже боятся подойти к спортсменам. Боясь подстраховать, не дай бог, что ребенок удариться, а в результате может возникнуть негативное отношение к этому тренеру, — прокомментировал ситуацию Евгений Подгорный, президент федерации спортивной гимнастики НСО.

Сотрудникам Следственного комитета придется оценить, шла ли тренировка в допустимом формате. Но напряжение последних недель дошло до того, что тренеры готовы подписать заявление об отказе работать с некоторыми спортсменами, потому что дети начинают саботировать тренировочный процесс.

— У нас есть информация, что некоторые дети-спортсмены проводят онлайн-тренировки. Тренеры в связи с этим обеспокоены, они дают одно задание, оно не выполняется. Нам неизвестно, какое задание дается им онлайн, — рассказал Евгений Подгорный.

При этом ответственность за спортсмена несет не тот, кто в нарушение профессиональной этики ведет онлайн-тренировку. За безопасность и жизнь ребенка, отвечает тренер, который работает с ним в зале.

— Сейчас очень дискомфортно работать, потому что не знаешь, во что можно обойтись обычная страховка ребенка. Мы не знаем, насколько ребенок может правильно истолковать родителям сказанное ему замечание. Родители должны понимать тренера. Бывают такие моменты, что дети по-своему информируют родителей, — рассказала тренер Центра Нелли Бугрова.

«ТРЕНИРОВОЧНЫЙ АД»

Очевидно, что спорт высоких достижений требует максимальной отдачи и от тренера, и от спортсмена. Кроме того, гимнастика – травмоопасный вид спорта. Это должны понимать и сами спортсмены, и их родители.

Анатолий Демидов несколько лет назад с семьей переехал в Новосибирск, чтобы у сына была возможность не просто заниматься спортивной гимнастикой в Центре Евгения Подгорного, но и у конкретного тренера.

— Мой ребенок в спорте с четырех лет. Начинали мы заниматься во Владивостоке, но там слабенькая школа. И мы целенаправленно ехали именно к тренеру Центра Подгорного, который показывает хорошие результаты. Относительно рисков получить травму… посмотрите на спортивные снаряды. Брусья – это железо с деревом, перекладина – это сплошное железо. Малейший толчок спортсмена – это травма, а тренеру надо за всем этим следить. Если кто-то этого не понимает, просто не надо приводить ребенка в этот вид спорта, — считает Анатолий Демидов.

В защиту тренера, в отношении которого было возбуждено уголовное дело и сейчас ведется проверка СК, высказались и родители других детей.

— Если ласково обращаться со спортсменами, я всем сразу говорю, Вам надо на урок физкультуры в школе. Это профессиональный спорт, если ты решаешь выступать на высоком уровне, достичь каких-то целей, и ты, и твои родители должны знать, через что ты должен пройти. Можно считать, что у меня было два отца, которые меня серьезно воспитали, это мой папа и мой тренер, — считает тренер Центра спортивной гимнастики Давид Арзуманян.

Сам Евгений Подгорный, который в 1996 году взошел на высшую ступеньку пьедестала на Олимпиаде в Атланте, как никто другой знает, через какой тренировочный ад нужно пройти, чтобы стать обладателем золотой медали.

— За 20 лет было все, ты не знаешь, на каком снаряде ты можешь сорваться. Ты можешь приземлиться так, что очень тяжело будет и встать. Я три раза нос ломал в зале, не говоря уже о сотрясениях, которые происходили при страховке, когда я исполнял элементы. Наверное, если бы меня тренер не откидывал от турника, я бы мог сломать себе и шею, и позвоночник, ударившись об турник, — рассказал олимпийский чемпион.

ЦЕНА ИСТЕРИИ

Пока не разрядила напряженную обстановку даже встреча родителей и руководства Центра с участием уполномоченного по правам ребенка. Уже на следующий день один из родителей выступал в прямом эфире одного из СМИ с нелицеприятной оценкой тренировочного процесса. При этом запись детей в спортивный комплекс, который соответствует самым современным требованиям, начала снижаться.

— Надо сейчас успокаиваться всем. И родителям в том числе, это пытались им объяснить. Чтобы тренеры, которые тренируют их же детей, были уверены в своей безопасности и находились в спортивном зале без рисков возбуждения уголовных дел, — считает Евгений Подгорный.

Если истерия вокруг Центра спортивной гимнастики не закончится, самый большой в России спортивный зал, начнет пустеть из-за критичного кадрового голода и того, что сюда не будут приводить детей, которые в будущем могут стать гордостью российского спорта.

О проблемах, с которыми столкнулись в Центре спортивной гимнастики, смотрите также в сюжете «Прецедента» этой ссылке.

Светлана Воронкова