Тюменский психолог рассказал об особенностях сказотерапии
В старинных сказках заложена вся народная мудрость, уверен тюменский собиратель сказок, психолог, сказкотерапевт Александр Миронов. О ключах, «зашитых» в устном творчестве, он рассказал в интервью изданию «Вслух.ру». В коллекции сказкотерапевта – больше трехсот книг. Многие сказки со временем адаптировали для детей, объяснил он, и в результате исчез заложенный в них смысл. Александру Миронову известны 22 версии сказки «Курочка Ряба». В отличие от известного всем варианта, в прочих интерпретациях сказки яичко не золотое, его никто не бьет, и курица не разговаривает человеческим голосом. Дохристианский вариант иной: яичко дед с бабой не били, а положили в красный угол. Его тоже разбила мышь. «А это существо, как известно, живет в трех мирах: под землей, на земле и в небе (летучие мыши). «Яичко разбилось. Дед плачет, баба возрыдает. Огонь в печи сам зажегся, двери открываются, коровы, овцы заверещали, вода из колодца ушла, рыба в реке кверху брюхом перевернулась, соседний лес листву сбросил, птицы замертво падают, гром и молнии сверкают. Миряне услыхали, какое горе случилось, начали драться меж собой, половину перебили…». Сказку записал Алексей Толстой. Однозначно, что этот вариант сказки более древний», – цитирует Александр Миронов. Он объяснил, что в преданиях многих народов жизнь зарождается от яйца, а не от курицы. Если яйцо разбивается изнутри, начинается жизнь, а если снаружи – происходят катаклизмы. «Совершенно очевидно, что изначально эта сказка предназначалась не для детей, а ее современный вариант превратился в какую-то бессмыслицу, предназначенную лишь для того, чтобы малыш поскорее уснул», – отметил он. Он объяснил и другие адаптированные сюжеты – «Репку», «Колобок», «Красную Шапочку». По словам сказкотерапевта, древние народные сказки эффективнее для терапии, чем современные, поскольку они создавались столетия, если не тысячелетия назад. Александр Миронов начал изучать сказки более 10 лет назад. Режиссер по образованию, он работал в тюменском театре драмы, в театре кукол, в «Ангажементе». Позже увлекся славянской культурой и получил второе образование – по психологии и сказкотерапии..