Войти в почту

Развиваясь, отдыхай! Весело и с пользой провести каникулы школьникам помогут педагоги

После двух «пандемийных» летних сезонов Московский дворец пионеров на Воробьёвых горах возобновляет проект «Профильная четверть». Это образовательные городские смены разных тематических направлений, в которых могут принять участия ребята от 7 до 17 лет.

Развиваясь, отдыхай! Весело и с пользой провести каникулы школьникам помогут педагоги
© Вестник района Гагаринский

ЛЕТО С ПОЛЬЗОЙ

«Мы возвращаемся к привычному живому формату образовательных смен. В этом году мы впервые включили в наш проект направления по спортивному ориентированию и рукопашному бою, программы «Секреты человеческого тела», «Математика», «Скорочтение». Спрос на разные направления зависит от возраста ребят, – отмечает руководитель проект «Профильная четверть» Ирина Александровна Кресниковская. – Младшие дети выбирают прикладные занятия, ребята постарше хотят получить знания, которые пригодятся им в профессиональной и частной жизни. Многие из них записываются на программы научной и цифровой направленности».

Каждое направление объединяет мастер-классы, досуговые и просветительские мероприятия, занятия на свежем воздухе. За организацию занимательных каникул отвечают опытные педагоги и вожатые.

«Мы стараемся каждое мероприятие сделать развивающим и полезным для ребят, – продолжает Ирина Кресниковская. – «Настолки» мы переформатировали в формат стратегических и ролевых игр. Чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом, разрешать конфликты, высказывать свое мнение – развивать так называемые «гибкие навыки».

УЗНАТЬ ЖИВОТНЫХ И СВОИ ИНТЕРЕСЫ

Педагог центра экологического образования Александр Викторович Колосков будет вести занятия на двух программах: «Живая планета» и «В мире живого».

Под его руководством ребята познакомятся с разными видами животных сначала в теории, а затем – на практике, в живом уголке Дворца пионеров, где находятся более 80 видов представителей фауны. Кого там только нет: и гигантские кузнечики, и толстопузик, и Каймановая черепаха. Отдельная гордость – разные виды змей.

«У нас есть трёхметровый тигровый питон по имени Ирочка. Как-то раз мы отпустили её «погулять» в коридоре. Конечно, в сопровождении специалистов и соблюдая все правила безопасности. Сохранилась фотография, как Ирочка «гуляет» в сопровождении нескольких детей, – вспоминает Александр Викторович. – Ещё один наш старожил – ворон Карлуша, он в нашей компании с 2000 года. Иногда даже произносит своё имя».

Обязательный пункт образовательных программ – посещение Зоологического музея, он вмещает несколько тысяч экспонатов. Самый большой — чучело моржа. Некоторые экземпляры из коллекции насекомых музея сохранились с XIX века.

«В советское время правительственные делегации разных стран посещали наш музей и дарили экспонаты, — рассказывает Александр Колосков. — У нас есть два чучела морских черепах Бисса, которые нам презентовали Раиса Максимовна и Михаил Сергеевич Горбачёвы. Мы их так и называем Миша и Рая. В музее дети могут посмотреть, как эти животные выглядят в натуральную величину и какого они цвета».

На кружке изучения микроскопа участники программы познакомятся с животными, которых так просто не разглядеть. В зависимости от изучаемой темы ребята будут рассматривать насекомых, простейших или ракообразных. Детям постарше расскажут, как устроены нейроны и клетки крови человека.

«Городские образовательные смены — это возможность для школьников попробовать себя в чём-то новом и лучше узнать свои интересы, — считает педагог экологического направления. — Часто дети, занимавшиеся у какого-то педагога летом, приходят к нему в кружок осенью на годичную программу».

СПОРТ ДЛЯ УМНЫХ

«Спортивное ориентирование — это бег с картой и компасом по пересечённой местности. В нём важна и физическая подготовка, и интеллектуальная составляющая, — говорит педагог и тренер Ольга Викторовна Чернышова. — От старта до финиша расположены несколько контрольных пунктов – все их нужно пройти, или, как говорят профессионалы, «взять». Если ребёнок добежал от пункта А до пункта Б и поставил отметки о «взятии» всех пунктов – значит, он справился с заданием».

В этом спорте имеет значение не только скорость, но и смекалка. Как построить маршрут? В каком порядке «брать» пункты? От решения этих задач напрямую зависит результат состязаний.

«Мы будем обучаться спортивному ориентированию с нуля. Для начала познакомимся с картами: как они рисуются, что означают условные знаки, — рассказывает Ольга Викторовна. — Научимся с ребятами пользоваться спортивным компасом — у него стабильная стрелка, которая всегда показывает на Север. При этом неважно, насколько быстро человек меняет направление движения. Для спортсмена компас — его верный союзник».

Помимо занятий самим спортивным ориентированием, участников программы ждут игры — мультигонки, эстафеты, футбол, пионербол и даже шахматы.

«На наши занятия приходят настоящие интеллектуалы. Я считаю, что спортивное ориентирование и шахматы очень связаны между собой, — убеждена педагог. — Дети должны быть увлечены игрой — просто бегать неинтересно. Иногда на контрольных пунктах мы устанавливаем картинки, которые дети по ходу дистанции должны запомнить и назвать в правильном порядке. Это, с одной стороны, развивает память, а с другой — пробуждает в детях спортивный азарт».

ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА

Для юных киноманов организаторы образовательных смен подготовили сразу три программы: «Кинорежиссура», «Фильммейкинг» и «Актёрское мастерство».

«Смена длится всего неделю, но при грамотной подготовке и желании детей за это время можно даже снять кино, — уверена педагог, режиссёр, сценарист и актриса Александра Сергеевна Зенина. – Итогом кинорежиссерской программы станет короткометражная картина. На «Фильммейкинге» мы планируем снимать игровые этюды вроде «Ералаша» — анекдотичные, печальные и страшилки. А для актеров подготовим актерские визитки – видео с самопрезентацией продолжительностью 1,5—2 минуты. Возможно, еще разыграем сцены из знаменитых фильмов, чтобы школьники попробовали вжиться в привычные роли».

Если подростку нравится сфера кино, и он хотел бы попробовать себя в разных направлениях, педагог рекомендует записаться на программу «Фильммейкинг». Это экспресс-курс по разным кинопрофессиям: ребята научатся выстраивать кадр, как маститые операторы, узнают рецепт выигрышного сценария и секреты работы с актёром, чтобы достичь нужного режиссёру результата.

«Я рекомендую записаться на кинопрограммы всем детям — не только тем, кто задумывается о творческой профессии. Мы будем учиться правильно говорить — это важный навык для любого специалиста. Он и в школе пригодится — например, на защите проекта или выступлении с докладом, — отмечает Александра Сергеевна. — Наши направления развивают фантазию, дети учатся работать в коллективе, действовать в формате мозгового штурма. Не обязательно потом идти работать в сфере кинопроизводства. Но это хороший вариант, чтобы воспитать вкус и узнать, как работает индустрия».

В МИРЕ ЗВЕЗД

«Дворец пионеров – действительно, уникальная образовательная площадка, где дети могут познакомиться с астрономией, — говорит педагог программы «Небо и звёзды» Евгения Игоревна Родионова. — У нас есть обсерватория и один из трёх стационарных планетариев в столице».

Участники программы познакомятся с созвездиями Северного полушария, а также обратятся к древнегреческой и древнеримской мифологии – в легендах кроется ответ, почему та или иная плеяда звёзд получила своё название.

«Первое занятие будет посвящено созвездиям Большой и Малой медведицы, — рассказывает педагог. — Многие дети считают, что созвездие Большой медведицы объединяет семь ярких звезд и имеет форму ковша. Мы узнаем, что ковш – это только длинный «хвост» созвездия».

В практической части занятий дети смогут увидеть изученные созвездия в планетарии. Затем ребята сами будут показывать плеяды при помощи лазерной указки.

«Каждый день ребята могут давать обратную связь вожатым – рассказывать о самых ярких моментах, которые случились с ними. Эти отзывы мы используем для корректировки своей работы, — подчёркивает руководитель «Профильной четверти» Ирина Кресниковская. — Но и для ребят это хороший инструмент, чтобы научиться рефлексии. Они аргументируют свою точку зрения, анализируют события, выражают и проживают эмоции. Это важно, чтобы в отряде сформировалась доверительная атмосфера».

СПРАВКА

Дети будут проводить на занятиях полный «рабочий» день: с 9.00 до 18.00. Пока родители на работе, ребята смогут изучить что-то новое по выбранному направлению и повеселиться с друзьями. А вечером останется время собраться всей семьей дома.

Сезон-2022 пройдёт в два этапа:

С 30 мая по 1 июля – 5 смен

С 11 июля по 12 августа – 5 смен

Смены организуют на трёх площадках в ЮЗАО:

• Московский дворец пионеров (ул. Косыгина, д. 17);

• Центр «На Донской» (ул. Донская, д. 37);

• Отделение «Ясенево» (Новоясеневский пр-т, д. 30, к. 3).

Стать участниками проекта могут ребята, которые учатся в образовательных учреждениях столицы. Отбор на участие в «Профильной четверти» пройдёт на конкурсной основе с учётом рейтинга достижений – сертификатов, грамот и дипломов.

Как подать заявку на участие в проекте «Профильная четверть»?

1. Зарегистрироваться на портале «Городские программы – МДП» в разделе «Образовательный проект «Профильная четверть» (gc.msk.ru/prof).

2. Заполнить профиль в личном кабинете портала и добавить достижения ребёнка по двум категориям: «Награды» (призовые места в мероприятиях разных уровней) и «Прочие достижения» (похвальные листы, благодарственные письма). За каждую награду участнику начислят от 6 до 40 баллов – в зависимости от уровня мероприятия, формы проведения и результата.

3. Если у ребёнка есть льгота, необходимо указать её и прикрепить подтверждение.

4. Выбрать из перечня интересующие мероприятия проекта и представить наиболее значимые достижения школьника, ранее добавленные в личный кабинет. В каждой категории – «Награды» и «Прочие достижения» – можно добавить не более 5 грамот и дипломов. В конкурсе учитываются достижения за последние 3 года.

5. Можно подать только одну заявку в неделю на участие в смене на бюджетной основе – не более 5 заявок за один этап. Школьник имеет право участвовать не более чем в двух сменах за один этап.

По результатам заявок пройдёт отдельный отбор для трёх возрастных категорий: 7-8 лет, 9-11 лет, 12-17 лет.

Итоги конкурса подводят не менее чем за 5 календарных дней до начала смены. Информация о прошедших отбор будет опубликована на сайте Московского дворца пионеров (vg.mskobr.ru).

Тематические программы проекта «Профильная четверть»

Робототехника

Дворец пионеров, 30.05 – 03.06

10-12 лет

Как заставить робота делать то, что нужно человеку? Этому будут учить участников направления. Ребята узнают, как собрать робота и написать для него программу: школьники познакомятся с основами спортивной робототехники на базе конструктора VEX IQ.

Стихосложение

Дворец пионеров, 30.05 – 03.06, 06.06 – 10.06, 13.06 – 17.06, 20.06 – 24.06

10-12 лет, 13-17 лет

Ребята узнают, что такое ритм, размер, жанр, сюжет, анализ. И смогут применить теоретические знания в собственном творчестве.

Азы спортивного ориентирования

Дворец пионеров, 30.05 – 03.06

7-9 лет, 10-12 лет

«Шахматы на бегу» – так называют этот вид спорта профессионалы. Во время занятий можно улучшить физическую форму, научиться решать логические задачи и насладиться живописными видами.

Занимательная химия

Дворец пионеров, 30.05 – 03.06, 06.06 – 10.06

7-9 лет

Ребята изучат виды веществ и узнают, какими свойствами они обладают. Смогут сами провести опыты и описать полученные результаты.

В мире живого

Дворец пионеров, 06.06 – 10.06, 13.06 – 17.06

7-9 лет, 10-12 лет

Для детей проведут занятия с микроскопом, зоологические викторины, просмотр мультиков и фильмов о животных. И не только тех, которые населяют нашу планету – отдельное место в программе отведено космической биологии.

Автогородок

Дворец пионеров, 30.05 – 03.06, 06.06 – 10.06

10-12 лет

Школьники изучат правила дорожного движения для пешеходов, научатся ездить на велосипеде и электробагги и узнают, что такое «дорожные ловушки».

Конструирование

Дворец пионеров, 30.05 – 03.06, 06.06 – 10.06

7-9 лет

Программа для тех, кто хочет создавать необычные модели из обычных материалов. Ребята узнают правила и особенности конструирования различных моделей техники.

Исследуем кино

Дворец пионеров, 30.05 – 03.06, 06.06 – 10.06, 13.06 – 17.06

13-17 лет

Направление для киноманов, которые хотят глубже разбираться в этом виде искусства. Участники узнают важнейшие этапы развития мирового кинематографа, познакомятся с картинами разных жанров и попробуют себя в роли кинокритика.

Музыкальный театр

Центр «На Донской», Дворец пионеров, отделение «Ясенево», 30.05 – 03.06, 06.06 – 10.06, 13.06 – 17.06, 20.06 – 24.06, 27.06 – 01.07

7-9 лет

Педагоги научат детей раскрепощаться на сцене и взаимодействовать с партнёром по спектаклю, создавать сценический образ и импровизировать. В завершении смены ребята представят мини-мюзикл.

Мышление

Центр «На Донской», отделение «Ясенево», 30.05 – 03.06, 06.06 – 10.06, 13.06 – 17.06

Основная цель программы – научить школьников мыслить нестандартно и замечать то, чего не видят другие. Ребята освоят навык концентрации и удержания внимания. Программа включает игры для развития памяти и логического мышления.

Китайский язык

Дворец пионеров, 27.06 – 01.07

10-12 лет

Программа рассчитана на детей с нулевым или начальным уровнем владения китайским языком. Ребята познакомятся с иероглификой, системой тонов китайского языка, освоят базовые фразы и предложения. А ещё попробуют свои силы в каллиграфии, оригами и даже почувствуют себя артистами Пекинской оперы.

Наука

Центр «На Донской», Дворец пионеров, отделение «Ясенево», 30.05 – 03.06, 06.06 – 10.06, 13.06 – 17.06, 20.06 – 24.06, 27.06 – 01.07

7-9 лет, 10-12 лет

Каждый день участники смены будут совершать новые открытия, ставить опыты и проводить эксперименты. А также узнают ответ на тысячу вопросов, начинающихся со слова «Почему».

С полным перечнем программ можно ознакомиться на сайте «Городские программы – МДП» в разделе «Летние городские программы» (https://gc.msk.ru/prof/smens/96943).

ПОЛИНА ЗОТОВА