Анастасия Удальцова: Власти откажутся от поддержки одарённых детей, а остальных школьников поднять до их уровня не смогут
Не так давно Ольга Васильева (ныне – избранная на безальтернативной основе президентом Российской академии наук, а в недавнем прошлом – печально известный министр просвещения и глубокий знаток истории РПЦ) сделала очень интересное и в некотором смысле выдающееся заявление, которое, вероятно, многие и не заметили на фоне более громких и намного более болезненных новостей последних недель. А между тем заявление это сулит новые удары по многострадальной российской системе школьного образования, которая и так жива постольку, поскольку живы в ней наиболее конструктивные традиции советской педагогики.
«Кроме профильных школ, в России работают сотни центров для одарённых детей, для них разработаны специальные программы. Я много раз говорила и ещё раз повторю: я считаю, что мы в последние годы очень увлеклись, очень много внимания уделяем именно одарённым детям» – заявила Васильева.
Конечно, закончилось выступление тем, что надо, мол, уделять равное внимание всем детям и никого не оставлять на периферии. И с этим не поспоришь. Однако возможно ли такое «равенство и братство» в неофеодальных условиях современной России? Можно ли представить, что именно забота об основной массе отечественных школьников (и вправду не имеющих, разумеется, возможности получать по-настоящему качественное образование) побудила Васильеву заговорить об излишнем внимании к одарённым детям (которых, к счастью, у нас по-прежнему очень много)?
Увы, но представить себе это никак невозможно. Зато очень легко можно предположить (и предположение будет вполне резонным, учитывая страсть номенклатуры непременно разрушать всё хорошее, что вырастет на российской почве без её одобрения и участия в освоении бюджета), что выступление Васильевой является подготовительным этапом атаки на такие безусловно успешные и эффективные в качестве социальных лифтов проекты, как Всероссийская олимпиада школьников, которая в последние годы и так серьёзно недофинансируется (особенно в гуманитарной области) и подвергается регулярным вторжениям бюрократов от «просвещения», из-за чего мало какой заключительный этап обходится без скандала большего или меньшего масштаба, во многих случаях вызванного спешкой из соображений экономии.
Очевидно, что, перестав «увлекаться» поддержкой одарённых детей, Васильева и её «соратники» не смогут поднять до их уровня основную массу школьников (в чём, строго говоря, и нет никакой необходимости при условии, что они обеспечены всеми возможностями для усвоения эффективных образовательных программ). Напротив, одарённые дети вынуждены будут находиться в условиях, не соответствующих их способностям и реальному потенциалу, лишённые шансов применить свои силы, как и перспектив для их дальнейшего развития и плодотворного применения на Родине.
Стоит ли потом удивляться, какие масштабы принимает у нас пресловутая «утечка умов»? И стоит ли удивляться, если разговоры об отказе от (разумеется, несовершенной) Болонской системы так и останутся просто разговорами? Ведь для того, чтобы провести такую крупную и остро необходимую реформу, нужно сперва создать свою собственную, современную и уникальную для России систему, взамен Болонской. А у нынешней власти на такой, скажем без преувеличения, подвиг не хватит ни воли, ни средств, ни мужества.