«Заместителям наших мест»
В День защиты детей мы решили вспомнить, каким был первый детский театр в России. Появился он в Богородицке Тульской губернии в 1779 году стараниями гениального ученого-энциклопедиста и общественного деятеля Андрея Болотова. Что важно, спектакли, которые ставили на домашней сцене в имении графов Бобринских, имели назидательный характер. Если вы когда-нибудь ездили на экскурсионном автобусе в «Ясную поляну» Льва Николаевича Толстова, то наверняка вам рассказывали по дороге про еще одну местную знаменитость – Андрея Тимофеевича Болотова. Чаще всего упоминают, что как один из основателей агрономии и помологии в России он внес огромный вклад в признание у нас помидоров и картофеля. Но вообще Андрей Тимофеевич был крайне разносторонней личностью и отметился в разных областях. Например, именно он основал первый в России детский драматический театр. Идея ставить пьесы с полноценным участием детей возникла у Болотова в ходе празднования своего 41-летия в 1779 году, после того как он услышал, как ребятишки, проживающие на территории Богородицкой усадьбы, где он был управляющим, зачитывают отрывки пьес и стихи. В костяк театральной труппы вошли дворянские дети разных возрастов, в том числе наследники самого Болотова – Павел и Елизавета, а также дочь местного городничего Катерина. Первый спектакль по пьесе «Безбожник» Михаила Матвеевича Хераскова сыграли в одном из залов усадьбы. Дворец, построенный по проекту начинающего архитектора Ивана Егоровича Старова в 1770-1783 годах, принадлежал Екатерине II и перешел ее внебрачному сыну графу Алексею Бобринскому, поэтому также был известен как «имение Бобринских». Портрет А.Т. Болотова В XVIII веке как такового репертуара для детских театров не было. До этого мальчики и девочки мелькали на подмостках в эпизодах в качестве чертят или амуров для умиления. Домашние постановки случались, но совершенно любительские. В результате, чтобы приобщить к мудрости «сих будущих заместителей наших мест» (так Болотов говорил про подрастающие поколения), он сам начал писать пьесы, посильные для детей-артистов. Так как он был еще и философом-моралистом, произведения его носили воспитательный характер и были совершенно «не детскими». Так, в пьесе «Честохвал» невеждам и молодым волокитам противопоставлялись «добродетельные деяния примерных детей», в «Награжденной добродетели» рисуется «характер наиблагороднейшего человека», а «Несчастные сироты» и вовсе сравнивают со всем известным «Недорослем» Фонвизина, написанным в то же время. Надо признать, что в императорской России к детям относились во многом как к взрослым, ждали от них вполне разумных рассуждений и понимания морали. При этом Болотов писал, что с детьми надо было говорить «так просто, предлагать все так хорошо, так ясно и располагать все материалы и перемены оным таким образом, чтобы они детям были, колико можно, понятны, и паче всего не скучны». В результате юным артистам его театра не приходилось дурачиться на сцене. Они окунались в перипетии добра и зла, разбирались, что есть нравственность и трудолюбие, настоящее и фальшивое счастье, осваивали метафоры (пьесы были наполнены «говорящими фамилиями»). Репетиции проходили практически каждый день. Кроме того, когда театр обосновался в просторном флигеле имения, крепостные маляры, столяры и плотники соорудили для него полноценные сцену и зрительский зал, декорации и суфлерскую будку. Здесь поднимался занавес и включалось специальное освещение, выступали собственные оркестр и «пастушечий балетец», организованные при помощи француза-учителя. В балете чаще всего «прыгали» «малютки» – дошколята. Театр хоть и был детским, но относились к нему более чем серьезно. Просуществовал он около двух лет и все это время пользовался большой популярностью. В дни праздников посмотреть спектакли приходили до 200 зрителей, в основном взрослая искушенная публика. Но из-за такой увлеченности и погруженности в процесс юные актеры стали сильно отставать в учебе и в других повседневных делах, что имело не лучшие последствия для самого Болотова. На него начали сыпаться претензии со стороны молодого князя Сергея Сергеевича Гагарина – наследника Бобрицких, назначенного новым куратором имения. Кстати, сын Гагарина – его полный тезка, спустя много лет будучи заведующим императорскими театрами, не взял в актерскую труппу провалившего пробы молодого Николая Васильевича Гоголя. Но это уже совсем другая история. Первый детский драматический театр закрылся. Болотов на время покинул город, но положил начало дальнейшему развитию детского театрального искусства, как минимум, в Тульской губернии. Даже сейчас в стенах того же Богородицкого дворцово-паркового ансамбля дает спектакли Богородицкий муниципальный домашний театр «У Гаши», где дети играют вместе с родителями, при чем зачастую пьесы из болотовского репертуара. еатр «У Гаши» Фото: Wikimedia Commons/Alexxx1979, Wikimedia Commons/Ne monro