Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения» открылась в Корпусе Бенуа Михайловского дворца
2 июня в Корпусе Бенуа Михайловского дворца состоялось открытие выставки «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения». Экспозиция объединила около 200 произведений из собрания Русского музея и Третьяковской галереи, а также из частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Зрители смогут наиболее полно познакомиться с творческим наследием выдающегося художника. Более 60 лет работы художника из собрания Третьяковской галереи не привозились в Санкт-Петербург, также как и многие произведения Русского музея долгое время не показывались широкой публике.
В открытии выставки приняли участие заместитель генерального директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Владимир Круглов, заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX вв.
Полотна «Летящий демон» (ГРМ), «Демон (сидящий)» (ГТГ), «Принцесса-Лебедь» (ГТГ), «Богатырь» (ГРМ), иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, композиции, вдохновленные образами Александра Пушкина («Пророк» (ГТГ), «Шестикрылый Серафим» (ГРМ)) вошли в золотой фонд национальной культуры. Наряду с признанными шедеврами на выставке экспонируются работы до сих пор малоизвестные широкому зрителю.
Крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн Михаил Врубель (1856-1910), подобно титанам эпохи Возрождения, был богато одарен. Максимально свой талант художник реализовал в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. Все эти области его творчества представлены на настоящей выставке. Знаменитые картины и рисунки можно увидеть в Корпусе Бенуа, а коллекцию полихромных майолик мастера – в зале №87 постоянной экспозиции Русского музея, на втором этаже.
Таким образом, выставка дает представление зрителям обо всех периодах творчества Михаила Врубеля. Традиционно принято считать, что их четыре.
Годы учебы (1880-1884)
В двадцать четыре года дипломированный правовед, знающий несколько иностранных языков, увлекающийся немецкой философией и современной литературой, Врубель становится учеником Академии художеств. Живопись и рисунки тех лет отличают отсутствие черт «ученичества» и высокий уровень исполнения. Его работа «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» (ГРМ) была отмечена Второй серебряной медалью.
Илья Репин высоко оценил акварельный «прием» Врубеля, а педагог Павел Чистяков даже дал прозвище «Фортуни», в честь знаменитого тогда испанского художника. От Чистякова, идеи которого были близки мастеру, Врубель воспринял интерес к акварели, к чистоте цвета и «мозаичному» письму. С помощью этих средств достиг поразительных эффектов в передаче многоцветности и одухотворенности форм.
Знаковые работы этого периода представлены на выставке. Среди них «Гамлет и Офелия» (ГРМ), работа, навеянная трагедией Шекспира. В поисках облика героя Врубель создал ряд автопортретов.
Киевский период (1884-1889)
Весной 1884 года Врубель по совету Павла Чистякова был приглашен профессором Адрианом Праховым в Киев для реставрации церквей и написания икон.
В ноябре 1884 – апреле 1885 года художник изучает мозаики собора Сан-Марко в Венеции, церквей на острове Торчелло и в Равенне, готовится писать иконы для Кирилловской церкви. Позже обращаетсяк религиозным сюжетам, создает эскизы для Владимирского собора, зажигается ориентальными мотивами и образом Кармен, с лета 1885 года ведет поиски в воплощении образа Демона.
К этому периоду относятся такие работы как эскизы «Воскресение» (ГТГ), «Ангел» (ГТГ), «Христос в Гефсиманском саду. Моление о чаше» (ГТГ), которые можно увидеть на выставке.
Московский период. Расцвет творчества (1889-1904)
С середины 1880-х Врубель искал новые пути в искусстве.Художник становится членом Мамонтовского кружка, активно проявляет себя не только в станковом творчестве, но и в декоративной, театральной живописи, книжной иллюстрации, прикладном искусстве.
В 1890 году, после многих попыток в предшествующие годы подступиться к образу Демона, Врубель создал шедевр – холст «Демон (сидящий)» (ГТГ). В конце того же года Врубель принял участие в создании иллюстраций для издания собрания сочинений Михаила Лермонтова к пятидесятилетию со дня его смерти. Мастер сделал рисунки к шести произведениям в прозе и стихах, в том числе – «Демон» и «Герой нашего времени».
В 1890-х Врубель увлекся фольклором – архаической, таинственной эпохой вещих птиц, леших, русалок, богатырейи вольных хлебопашцев– «Пан» (ГТГ), «Богатырь» (ГРМ), «Царевна-Лебедь» (ГТГ), «Утро» (ГРМ).
В 1896 году состоялась встреча Врубеля с его будущей женой и музой – певицей Надеждой Забелой. Ее одухотворенный, почти эфемерный облик с тех пор становится одним из лейтмотивов творчества художника. В московскую пору их жизни ее образ претворился в акварелях «Морская царевна» (ГРМ), «Прощание Царя Морского с Царевной Волховой» (ГРМ), «Примавера» (ГРМ). Среди относящихся к этому времени портретов Надежды Забелы-Врубель нет ни одного, на котором она была бы изображена в реальной обстановке – в современном костюме, в обычном интерьере. Все эти работы будут показаны на выставке.
Конец XIX — начало XXвеков стал рубежом в творчестве Врубеля. Художник вновь обращается к теме Демона: работает над картиной «Летящий демон» (ГРМ), в эскизах 1901 года «нащупывает» композицию «Демона поверженного» (ГТГ).
Многочисленные изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках воспринимались окружающими как навязчивая идея. Непривычные по новизне формы даже для Саввы Мамонтова, готового к самым бесстрашным (по тому времени) экспериментам, они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного, странного, декадента.
Поздний период творчества (1902-1906)
Из оставшихся восьми лет жизни судьбой на творчество Врубелю было отпущено четыре. Рождение сына Саввыв 1902 году не вносит в жизнь мастера ни гармонии, ни покоя. «Портрет сына художника» (ГРМ) внушает скрытую тревогу, которую не сглаживает ни нарядность антуража, ни светлый колорит. Конечно, на восприятие портрета неизбежно влияет знание трагической судьбы ребенка, умершего в мае 1903 года, и самого Врубеля, к которому уже приближалась болезнь, но все же невозможно не видеть в этом особый, свойственный художникам дар предвидения.
Этот период отмечен душевной болезнью мастера, а также появлением признанных шедевров – «Шестикрылый Серафим» (ГРМ), «Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок» (ГРМ), «После концерта» (ГРМ), «Жемчужина» (ГТГ), «Пророк» (ГТГ), множество автопортретов, рисунков цветов, раковин, знаменитого листа «Постель» из цикла «Бессонница» (ГРМ). Мощь образов, красота изобразительного решения отражают трагический разлад с действительностью.
В начале 1906 года Михаил Врубель рисует портрет поэта-символиста Валерия Брюсова (ГТГ), работает над композицией «Видение пророка Иезекииля» (ГРМ), но не успевает их закончить – ему отказали глаза.
Творчество мастера, сам его образ, трагическая судьба имели сильное воздействие на молодых художников, символистов и их сверстников, будущих авангардистов, служили темой для творчества поэтов той эпохи. Наследие Врубеля и по сей день не утратило своей значимости.
Познакомиться или заново открыть для себя «эпоху Врубеля» в Русском музее можно до 2 августа 2022 года.
Русский музей
Корпус Бенуа Михайловского дворца Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 2 rusmuseum.ru